Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий используются активные и интерактивные технологии: проектная работа, методы проблемного обучения, поисковая работа.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1. Особенности энергетической отрасли.
Контрольные вопросы:
1) Почему необходимо государственное регулирование в электроэнергетической отрасли
2) При каких условиях возможно введение конкурентных отношений в электроэнергетике.
3) Каковы основные отличия моделей реализации рыночных отношений: пул (аукцион), двусторонний контракт (договор).
Задания:
1) Охарактеризовать основные направления государственного регулирования в энергетической отрасли.
2) Сравнить модели конкурентных отношений: аукцион (пул) и двусторонний договор.
3) Определить, как влияет вид собственности на конкуренцию.
Занятие 2. Конкуренция в электроэнергетической отрасли
Контрольные вопросы:
1) Каково современное состояние топливно-энергетического комплекса России.
2) При каких условиях возможна реализация конкурентных отношений на российском рынке электроэнергии и мощности.
3) В чем отличия между инфраструктурными организациями и субъектами оптового рынка электроэнергии и мощности.
Задания:
1) Назовите этапы реструктуризации энергетической отрасли.
2) Охарактеризуйте взаимодействие между субъектами и инфраструктурными организациями в энергетической отрасли России.
Занятие 3. Тарифы
Контрольные вопросы:
1) Как производится расчет одноставочных и двуставочных тарифов на оптовом рынке для потребителей, покупающих электроэнергию.
2) Что такое «трехставочный тариф» и для каких категорий потребителей он применяется.
3) Направление действия государства на изменение тарифов.
Задания:
1) Классификация потребителей, имеющих право покупать энергию по тарифам.
2) Необходимость и преимущества применения многоставочных тарифов.
3) Каковы основные отличия между различными категориями потребителей на розничных рынках электроэнергии и мощности.
Контрольные вопросы:
1) Виды ценообразования в условиях конкуренции.
2) Особенности маржинального ценообразования. Узловое ценообразование.
3) Виды договорных отношений на оптовом и розничном рынках энергии.
Задания:
1) Подготовить решение задачи по узловому ценообразованию (по вариантам).
Занятие 4. Ценообразование в электроэнергетике. Производственные ресурсы энергохозяйства промышленного предприятия
Контрольные вопросы:
1) Назовите основные отличия между основными и оборотными фондами.
2) Дайте определения амортизации основных фондов, моральному и физическому износу ОФ.
3) Перечислите показатели эффективного использования основных и оборотных фондов.
4) Что такое валовая прибыль, рентабельность работы предприятия.
Задания:
1) Определите пути повышения труда при обслуживании электрохозяйства.
2) Системы оплаты труда.
3) Определить в чем отличия между постоянными и переменными составляющими потерь при передаче мощности.
Занятие 5. Расчет стоимости ремонтных работ
Контрольные вопросы:
1) Какова цель проведения планово-предупредительных ремонтов электрооборудования.
2) Порядок расчета нормативов затрат на проведение ремонтов.
3) Основные виды организационных структур.
Задания:
1) Рассмотреть задачу: построить линейный график проведения ремонтов, рассчитать общие затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования за нормативный срок службы оборудования, определить коэффициенты готовности оборудования к ремонту (по вариантам).
Занятие 6. Оперативно-производственное планирование на предприятиях энергетики
Контрольные вопросы:
1) Показатели планирования результатов деятельности предприятия.
2) Каковы особенности планирования отпуска тепла потребителям.
3) Как производится планирование потребности в энергии и графиков нагрузки.
Задания:
1) Показать, как изменяются показатели предприятия при улучшении результатов деятельности.
2) Показать на примере: что такое средние и маржинальные издержки.
Занятие 7. Методы планирования
Контрольные вопросы:
1) Каковы основные правила построения сетевых графиков.
2) Что определяет критический путь.
3) Как осуществляется оптимизация сетевого графика.
Задания:
1) Построить сетевой график и определить все параметры (по вариантам).
Занятие 8. Оценка и характеристики инвестиционной деятельности
Контрольные вопросы:
1) Как осуществляется приведение вариантов к сопоставимому виду (одинаковому энергетическому эффекту у потребителя).
2) Чем понятие «капитальные затраты» отличается от «издержек».
3) Назовите основные виды инвестиций.
Задания:
1) Показать, как коэффициент эффективности влияет на величину приведенных затрат при оценке проекта без учета фактора времени.
Занятие 9. Методы экономической оценки инвестиций
Контрольные вопросы:
1) Назовите основные отличия методов оценки инвестиций с учетом и без учета фактора времени.
2) Что такое коэффициент дисконтирования.
3) Как связан срок окупаемости с коэффициентом эффективности инвестиций.
Задания:
1) Решение задачи по оценке эффективности инвестиций (по вариантам).
Занятие 10. Анализ электропотребления на предприятии
Контрольные вопросы:
1) Как осуществляется выбор оптимальной схемы электроснабжения промышленного предприятия.
Задания:
1) Назовите основные показатели при сравнении магистральных, радиальных и смешанных схем электроснабжения.
2) Что такое удельные нормы расхода электрической или тепловой энергии.
3) Определите, по каким параметрам осуществляется прогнозирование спроса на электрическую и тепловую энергию.
Занятие 11. Прогнозирование электропотребления
Контрольные вопросы:
1) За счет чего осуществляется повышение эффективности использования энергии.
2) Что такое энергетические потери.
3) Какие отличия существуют между энергетическим балансом и энергетическими характеристиками технологического оборудования промышленных предприятий.
Задания:
1) Определите основные отличия между оперативно-техническим учетом, статистическим и бухгалтерским учетом на предприятии.
2) Рассмотрите, на каких предприятиях целесообразно использовать вторичные ресурсы.