История – это движение и развитие человеческого общества в социальном времени и социальном пространстве от эпохи к эпохе.
Философия истории – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания.
2 подхода к пониманию исторического процесса (развития общества):
1) идеализм (Платон, Анаксагор, Ф.Аквинский, Г.Гегель) – основную роль в общественной жизни играет духовное начало. Оно выше материального. Человек-существо духовное, религиозное. Преувеличивали роль личности в истории.
2) материализм (Демокрит, Маркс, Плеханов) – основную роль играет труд, материальное производство, классы, народ, социальная революция.
Натуралистический подход – главная роль - у географической среды.(Ш.Монтескье)
Концепция (теория) однолинейного прогрессивного развития (Г. Гегель, К. Маркс).
Концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер). Идея об осевом времени середины 1тыс. до н.э., которая дала целый ряд культур, философских школ.В осевое время люди стали осознавать себя, свое прошлое и будущее. Народы, которые не восприняли осевое время – спят.
Циклического развития – (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Т.Парсонс).
Шпенглер считал, что история человечества - это история замкнутых национальных культур, каждая проходит 2 этапа в развитии: 1) восхождение и расцвет, 2) разложение и гибель. («Закат Европы»). Труд А.Тойнби «Исследование истории». Он говорит о локальных цивилизациях, замкнутых на себе.Теория «вызова –и – ответа»: цивилизация начинается с ответа на вызов природы, спокойное развитие сменяется критической ситуацией, затем – рост цивилизации, затем – надлом. 5 стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель.
П. Сорокин (« Социокультурная динамика»): 3 культуры – идеациональная (ориентирована на вневременные, вечные ценности-Бог), чувственная (ориентирована на удовлетворение материальных потребностей), идеалистическая (синтез первых двух берет от них все лучшее).
Типологии цивилизации в истории общества:
I точка зрения: 1)западная (европейская) – основана на частной собственности и свободе индивида, научном знании и интенсивном промышленном производстве,
2) восточная (азиатская) – характерные черты: созерцательность в познании, экстенсивное производство (за счет увеличения рабочих мест), приспособление к природе, общинный образ жизни (коллективизм), большая роль обычаев и традиций, медленное накопление прогрессивных изменений.
II точка зрения: собирательская (присваивающая) цивилизация, аграрная, промышленная (индустриальная), постиндустриальная (информационная).
РОССИЯ – стоит на стыке 2 цивилизаций – западной и восточной. У Бердяева – это Востоко-Запад, в русской душе 2 начала.
Представители: Чаадаев, Герцен, Ключевский, Данилевский, Бердяев.