А.говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». он отвергал концепцию о мире идей. С его точки зрения существует идеальный и материальный мир. Идеальный мир- есть форма,к-я дает начало всем вещам. Форма существует наряду с материей. Дуализм- формы дают начало всем вещам. В формировании вещей значение имеет цель, т е все вещи и люди созданы с какой то целью. Бог является формой всех форм. Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего
1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна
2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог.
3. Действующая, или производящая причина — «то, откуда».
4.. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Он сформулировал логические законы:
· закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
· закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
· закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
· неорганические образования (неорганический мир).
· мир растений и живых существ.
· мир различных видов животных.
· человек.