Основные особенности ф древнего востока

В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их.

Ф Индии
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).
В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.
Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Подлинная цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.
С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.
Неортодоксальные учения индийской классической Ф: джайнизм, буддизм.
Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную жизнь.
Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека это, что они основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения - четыре "благородные истины". Первая, "истина страдания", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.
Вторая истина, "истина возникновения страдания " исходит из того, что страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание - это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь.
Третья истина ("истина прекращения страдания"): страдание можно прекратить, освободившись от желания. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).
Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи),которое приводит к нирване.
В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

Классические ортодоксальные системы
Ньяйя ("вхождение в предмет") - философская школа, основанная брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с западной логикой. Данное учение исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача учения ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.
Вайшешика ("философия различий"), исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них.
Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
I.Протофилософский - период зарождения философских происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории», «Книга песен»; «Книга перемен»В эту эпоху сложился культ предков и культ поклонения Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка.
II. Натурфилософский период, когда возникли первые философские учения. Оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен и складывается учение об инь и ян (женское и мужское начало), которая объясняется взаимопревращениями этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии.
III. «золотой век китайской философии». Сформировалось более ста философских школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм,натурфилософскую школу и школу имен.
IV.Период кризиса классической древнекитайской философии Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты.
V.Возрождение древнекитайской философии в данный период был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.
Даосизм
Понятие дао многозначно. Дао - это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. Дао - это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.
В даосизме разрабатывается "Доктрина об обретении бессмертия", рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного" тела. Эти практики были направлены на гармонизацию тела человека и представляли собой медитативные упражнения, дыхательный и гимнастический тренинг, диеты..
При жизни человеку следует придерживаться доктрины "недеяния "(у-вэй). "Не-деяние" понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.
Конфуцианство
Конфуцианство восходит к учению Конфуция который видел свою задачу в сохранении традиций.
Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.
Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. "Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер.
Легизм («Школа почитателей или любителей закона»)
В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти снародом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввестиконтроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

№4 Досократовская философия

Анасимен,Анаксимандр,Фалес,Гераклит,Пифагор

Философы хотели ответить на два вопроса: ”Кто основал этот мир?” Что является основой всех вещей?” На первый вопрос философы отвечали одинаково, что Боги основали этот мир. На второй вопрос отвечали по- разному. Н-р Фалес брал за основу всех вещей – воду. Анаксимен -воздух.

Анаксимандр –“Апейрон”. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. «Апейрон» характеризуется как нечто безграничное, нечувственное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий.

Гераклит говорил,что мир создал Логос.Логос это всемирный разум,вселенская душа,огонь.Это энергия изменения и существования всех вещей.Основа всех вещей –огонь (материальный смысл)Он говорил,что каждый человек имеет частицу Логоса в себе,в своем уме и душе,поэтому человек может исследовать мир и относиться благовейно.Также он говорил

“Нельзя в одну реку войти дважды” ” Все течет, все меняется”

Пифагор брал за основу этого мира число. Был идеалистом. Каждый предмет соответствует какому либо числу, что бы узнать о человеке надо знать его число. Создатель нумерологии.

№5 Учение Сократа о человеке

СОКРАТ из Афин (469-399 до н. э.), античный философ, учитель Платона. Смыслом своей деятельности Сократ считал воспитание молодежи и человека в целом

· Стремиться выступать против власти(Он говорил “На свете нет идеального мудрого и доброго человека,который мог бы быть правителем”)

· Развращает молодежь (Не слушайте родителей так как они не всегда все знают)

· Выступал против богов (Боги греческого Пантеона не могут являться богами так как они могут обманывать,занимаются развратом.Бог может быть только один,который может быть идеальным)

Учение “Майевтика”(повивальное искусство) Это система знаний которое помогает логически рассуждать,не абсолютизировать свои знания и выработать общие определения

Он выступал против Софистов(Представитель Софистов Протогор его высказывание “Человек является мерой всех вещей” трактовка №1 Забота о счастье и благополучии конкретного человека.трактовка №2 Что мне выгодно то и правильно) Против этого выступал Сократ. Он говорил,что нельзя благополучие одного человека ставить выше других!

По мнению Сократа счастлив может быть только разумный человек если он не вызубрил знания,а нашел их суть и действует соответствие с этим.

Путем вопросов и шуток Сократ подводил оппонента к сознанию того,что в действительности он ничего не знает, после чего начинался совместный поиск истины

№6 Теория идей Платона

Платон ученик Сократа. Основу мира на Земле он не видел так как основа не может быть изменчивой и приходящей. Вывод основа может быть в другом мире – мире идей.

Делил людей на три категориии:

1. Философы(правители)

2. Воины

3. Ремесленники

Наша душа после смерти паподает в мир идей,она видит и наблюдает.Некоторые души часто были в мире идей поэтому они относяться к первой категории философов,а те души которые были меньше в мире идей они переселяются в воинов,души которые меньше всех посетили мир идей-ремесленники

Понание – мы сможем в этом мире лишь тени идеального мира.Свою концепцию Платон иллюстрирует с помошью следующей аллегории.В пещере сидят прикованные цепью пленники.Через небольшое отверстие в пещеру проникает свет,который отбрасывает тени.Узники видят только эти тени,и им кажется,что это и есть подлинные вещи.В действительности же это только тени тех вещей,которые находяться за пределами пещеры.Человек принимает окружающие вещи за подлинный мир,в то время как они лишь тени идеального мира идей.

Разум умение совмещать припоминание и рациональное познание.

Познаннание –проникать в сущность предмета.

Рассудок отслеживает логические причинные математические связи

Чувство низшее познание.

Исскуство “есть тень теней”им занимаются люди чья душа много раз видела мир идей,соответственно великие художники,поэты в своих работах отражают идеальный мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: