Показатели рентабельности

  • Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости
  • Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств
  • Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение (чистой) прибыли к выручке.
  • Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов
  • Рентабельность активов (ROA) — отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов
  • Рентабельность собственного капитала (ROE):
    • отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала;
    • отношение дохода на обыкновенную акцию к балансовой стоимости фирмы в расчете на одну акцию.
  • Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и заёмному капиталу
  • Рентабельность примененного капитала (ROCE)
  • Рентабельность суммарных активов (ROTA)
  • Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
  • Рентабельность чистых активов (RONA)
  • Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
  • и пр. (см. коэффициенты рентабельности в финансовых коэффициентах)

Первая группа показателей, отражая уровень рентабельности различных экономических субъектов общества от отдельного частного предпринимателя без образования юридического лица, предприятия до страны, межгосударственной организации, международного региона и мира в целом, показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее роль заключается в обеспечении социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов,стран) в более доходные. Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта (приложение 5).

Вторая группа представлена множеством параметров в зависимости от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

Третья группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.

Четвертая группа показателей формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта - прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.

Особую роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности зависят как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так и конечные результаты предпринимательской деятельности.

Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры необходимы при финансовом анализе состояния и перспектив развития как отдельных сторон, так и предпринимательской деятельности в целом.

Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности должно стать неотъемлемой составной частью финансового менеджмента всех экономических субъектов. Особенно велика его роль на базовом уровне экономики – коммерческом предприятии. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационного нормативной системы функционирования организаций.

Планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами

Метод планирования материально-технического обеспечения. Расходная и ресурсная части плана. Источники покрытия потребности. Расчет потребности в материальных ресурсах.

Планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами предполагает:

-изучение внешней и внутренней среды предприятия;

-прогнозирование и определение потребности во всех видах материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

-оптимизация производственных запасов;

-планирование потребности в материалах;

-оперативное планирование снабжения

Обеспечение эффективности управления материальными ресурсами и их запасами должно осуществляться на основе оптимизации материальных потоков, что предполагает выбор наилучших форм их организации с учетом условий и особенностей технологического процесса.

Основная цель оптимизации — обеспечение своевременной доставки различных материальных ресурсов в необходимом количестве в нужные пункты с минимумом затрат на осуществление этого процесса.

Необходимо учитывать основные факторы, влияющие на организацию потоков материальных ресурсов предприятия:

-объемы операционной деятельности предприятия;

-широта ассортимента производимой продукции;

-сложность производимой продукции по составу используемых сырьевых материальных ингредиентов;

-число технологических структурных подразделений предприятия;

-характер технологии производства продукции;

-продолжительность производственного цикла;

-частота поставки сырья и материалов на предприятие;

-интенсивность спроса на производимую продукцию;

-уровень развития складского хозяйства предприятия;

-уровень технической оснащенности погрузочно-разгрузочных работ и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: