Тема 5. Типы рынка: совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция – идеальная модель рынка, на котором свободно общается неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара; ни один продавец или покупатель не может влиять на цену продаваемой (или покупаемой) продукции.

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где действует большое число небольших по размеру фирм, которые не способны оказывать влияние на рыночную цену. Определяющими характеристиками рынка совершенной конкуренции являются:

1) большое количество продавцов и покупателей;

2) стандартизация продукции, предполагающая абсолютную взаимозаменяемость продукции разных фирм;

3) свободный вход в отрасль и выход из нее;

4) отсутствие рыночной власти у продавцов;

5) прозрачность рынка, так как отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах.

Спрос на продукцию фирмы – совершенного конкурента – горизонтальная линия на уровне установившейся рыночной цены.

Предельная выручка (MR) – дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы продукции; приращение общей выручки (TR) при увеличении объема продаж на единицу:

MR = ∂ (TR)/ ∂Q = (TR)′

Правило максимизации прибыли – фирма максимизирует прибыль (или минимизирует убытки) при производстве такого объема продукции, при котором наблюдается равенство предельной выручки и предельных издержек:

MR = MC

Особенность ситуации фирмы - совершенного конкурента:

MR = AR = P = di,

где AR – средняя выручка,

P – рыночная цена,

di – спрос на продукцию данной фирмы.

Нормальная прибыль – уровень прибыли, достаточный для поддержания безубыточного производства и продажи товара, в т.ч. с учетом вмененных издержек. Получение фирмой только нормальной прибыли означает равенство выручки и издержек:

TR = TC или P = AC


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: