Тенденции комбинированного урока

В современном обучении непрерывно увеличивается поток информации, что обостряет проблему расходования времени на уроке. По этой причине комбинированный урок преобладает в практике школ, так позволяет рационально использовать время. Обратимся к временной структуре комбинированного урока, полученной по результатам хронометража двух категорий учителей: молодых и опытных (в таблице соответственно столбцы М и О; средние затраты времени приведены в минутах.

Этапы урока Затраты времени
    М О
  Опрос по материалу предыдущего урока    
  Объяснение нового материала    
  Закрепление нового материала    
  Применение знаний и умений    
  Повторение ранее изученного материала    
  Комментирование дифференцированного. домашнего задания    
  Прочие затраты времени    
  Всего    

Что можно увидеть, анализируя таблицу?

опытные учителя экономят время при опросе учеников, объяснении и закреплении материала, чтобы потом расходовать его для применения и повторения знаний. Это и есть основная тенденция совершенствования комбинированного урока.

1. При объяснении нового материала опирается на наглядность - конкретную или абстрактную, при осмыслении выделяются только основные взаимосвязи понятий, учитывается правило трех связей, основные положения можно кратко зафиксировать письменно - в виде плана или тезисов.

2. Закрепление проводится не по всему материалу, выделяются только главные мысли. При этом используется учебник или запись основных понятий в тетради. Иногда приводится структурно-логическая схема объясненного материала. Лаконичность.

3. Применение знаний. Самостоятельная работа учеников как индивидуальная, так и групповая, чтобы увеличить частоту упражнений и полнее реализовать возможности делового общения.

4. Повторение ранее изученного материала проводится с использованием распашной доски или кодоскопа для быстрого воспроизведения повторяемого материала.

5. Домашнее задание дается дифференцированно. Ученик сам выбирает, какое задание он будет выполнять - на уровне оценок 3, 4, 5. Чтобы облегчить возможность выбора, учитель комментирует все три задания. Опытные учителя считают комментирование дифференцированного домашнего задания активной формой повторения, хорошей настройкой на активную работу дома.

Немаловажен аспект развития и воспитания, осуществляемых в процессе обучения. Долг каждого учителя - сообразуясь с задачами коллектива, выделять необходимое для соответствующих упражнений время - обычно не более 5 минут за урок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: