Текущее повторение

Практическая педагогика накопила множество приемов проведения текущего повторения, т.е. повторения, направленного на запоминание материала. Интерес практиков не случаен: он зиждется на свойствах кривой забывания. Мы уже видели, что если материал сложен, а межпонятийные связи не реализованы, то кривая идет ниже; если же преподаватель позаботился об осмыслении материала учениками, реализовал связи между понятиями, то уровень кривой повышается. Однако было бы ошибкой думать, что достаточно лишь осмысления материала. В тех школах, где способности и мышление противопоставляются кропотливому труду и памяти, много нерадивых и претенциозных учеников. Если в школе появляется учитель, ратующий за “обучение без домашних заданий”, то это оборачивается настоящим бедствием для его учеников, вначале они теряют элементы знаний, затем системность, затем не могут освоить и новый материал.

Повторять учебный материал можно через небольшой (до двух дней) промежуток времени после объяснения - в неотсроченном режиме, либо через длительный промежуток - в отсроченном периоде. Исследования показывают, что неотсроченное повторение экономнее по времени и эффективнее по результатам, чем отсроченное. Эта закономерность открыта немецким психологом Германом Эббингаузом и является основной закономерностью текущего повторения.

Вот почему опытные педагоги не пренебрегают текущим повторением, вот почему в школах и вузах США итоговая оценка учитывает не только результат экзамена, но и работу в течение учебного года, вот почему нашими педагогами накоплен громадный арсенал видов и приемов работы для текущего повторения. Остановимся подробнее на некоторых пунктах этого открытого перечня

Виды и приемы работы подсистемы “Текущее повторение”

· Закрепление на уроке: краткое повторение нового материала; просмотр материала в учебнике; выписывание тезисов; акцентирование главного; акцентировка взаимосвязей в материале.

· Специфика домашних заданий: с комментированием; с выбором варианта задания.

· Домашняя работа: чтение учебника; использование плана; составление плана; письменные ответы на вопросы; формулирование вопросов по изучаемому материалу; анализ структурно-логических схем; взаимопомощь учеников.

Опрос на уроке: индивидуальный; с устным комментированием; магнитофонный, с предварительной подготовкой; с опорой на план; с опорой на наглядность; с опорой на структурно-логические схемы; “тройкой”; фронтальный устный, фронтальный устный, программированный, фронтальный с использованием лингофонного или компьютерного оборудования; в процессе беседы; в процессе дискуссии; со взаимоконтролем учащихся; письменный пятиминутный; письменный, более глубокий; письменный самодифференцированный; по карточкам; тестовый альтернативный; тестовый с конструируемыми ответами; с перфокарточками; путем взаимопроверки домашних работ; путем взаимопроверки самостоятельных работ; путем анализа спроецированных на экран ошибочных решений; путем письменного комментария письменных работ.

Опрос “тройкой” - к доске вызываются сразу три ученика одновременно. На заданный вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, затем их ответы комментирует третий. Так достигается не только экономия времени, но и состязательность

Домашнее задание - лучше дифференцировать. Опытные учителя тратят на комментарии дифференцированных заданий 3-4 минуты, рассматривая его как эффективную форму повторения. Начинающие учителя дифференцированное задание используют очень редко.

Письменные самодифференцированные работы: текст задания содержит 5-6 вопросов разной сложности, из которых школьники выбирают по два. При этом они знают, что ответы на легкие вопросы оцениваются тройкой, с повышением сложности вопросов и качества ответов повышается оценка.

Представляет интерес и составление вопросов учениками. Эти вопросы можно использовать по-разному: от комментирования учителем до организации КВН.

Задания

1. При малом количестве уроков в неделю частоту упражнений можно повысить несколькими способами

- концентрируя внимание на нескольких учениках, которые в этом больше других нуждаются;

- используя работу учеников в микро - группах из 2-4 человек;

- увеличив количество уроков в неделю путем последовательного изучения 2-3- учебных предметов.

Подумайте о возможностях применения каждого из этих способов в вашей работе, посоветуйтесь с опытным учителем, с заместителем директора школы.

2. используя дифференцированные домашние задания, сравните трудность избираемых учениками заданий с отметками по вашему предмету. Обратите внимание на тех учеников, у которых обнаружится расхождение этих показателей.

3. Используя двухфазный опрос или работу в микро - группах, оцените их влияние на сильных, средних и слабых учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: