· Понятийное обобщение: выделение общих признаков; выделение существенных признаков; обобщение по противопоставлению.
· Обобщение на уровне понятий второго рода: объединение понятий; использование аналогий.
· Тематическое обобщение с использованием: одномерной классификации; двухмерной классификации (таблиц); многомерной классификации (описательной); матриц связей; структурно-логических схем. Кругооборот ресурсов, товаров и денег.
· Обобщения межтематические и межпредметные.
· Статистические обобщения с использованием: средних значений и других центральной тенденции; частот; ценки тесноты связи.
В средней школе обобщению учат плохо, в учебниках почти нет упражнений для этого. Кое-кто даже считает, что оригинальное обобщение - результат “озарения”, доступно только «одаренным” ученикам. Н а самом деле обобщение может стать общедоступным, если использовать таблицу, вдоль одной оси которой расположены сопоставимые понятия, предметы, а вдоль другой их свойства.
|
|
№ | Явления (понятия) | Свойства (признаки) 1 2 3 4 5 6 | |||||
При проведении тематического обобщения стоит привести примеры с использованием одномерной классификации.
Упражнение: Какие события относятся к Микроэкономике, а какие к Макроэкономике.
Ниже приведены выдержки из российских газет. Выберите высказывания, относящиеся к микроэкономике, и впишите их номера в первый столбец Таблицы 1. Выберите высказывания, относящиеся к макроэкономике, впишите их во второй столбец Таблицы 1.
Таблица 1.
Микроэкономика | Макроэкономика |
№,№ | №,№ |
Упражнение “ Сделайте свой выбор”
Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок, и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов. Наконец пришло время потратить эти деньги. У вас есть очень много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения их всех: и купить хороший фотоаппарат, и музыкальный центр, съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарок родителям. Таким образом, вам необходимо исследовать рынок товаров, туристических услуг, определить перечень товаров и их цены, заполнить данную таблицу и сделать выбор какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов. Итак, сделайте свой выбор!
РS. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности - определите сами свои приоритеты.
|
|
Таблица выбора.
Вид товара или услуги, который вы мечтаете приобрести | Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик | |||
Фотоаппарат | ||||
Музыкальный центр | ||||
Путевка в путешествие | ||||
Подарок маме (серьги) | ||||
Подарок папе (новая бритва) |