Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины

ИСТИНА – соответствие знания действительности, соответствие «мысли о предмете» «предмету мысли».

Проблема соответствия «мысли о предмете» «предмету мысли», поскольку, как заметил Горгий, «существование предмета мысли и мысли о предмете – это не одно и то же», является основной гносеологической проблемой. Иначе говоря, основной проблемой познания является проблема обоснования существования истины.

Множество решений этой проблемы, множество точек зрения на эту проблему связаны с основными направлениями, школами в философии. Агностицизм – философский принцип, согласно которому мир не познаваем, следовательно, истины не существует. Гносеологизм – философский принцип, согласно которому мышление способно адекватно воспроизвести действительность, истина фиксирует объективное (независящее от субъекта познания) содержание знания. Однако процесс обнаружения, фиксации, трансляции знания как зависит от деятельности субъекта. Примером этой зависимости является положение об активности субъекта в познании (немецкая классическая философия), о «диалектике субъекта и объекта» (Гегель, Маркс).

Важным философским положением является положение о «диалектике абсолютной и относительной истины». Всякая истина конкретна, т.е. всякое истинное утверждение одновременно абсолютно и относительно. Относительность истины связана с ограниченностью знания, истина может быть сформулирована только с учетом некоторых «границ» – аспекта, в котором рассматривается предмет, языка описания предмета, методов познания и т.п. Относительная истина всегда открыта для уточнения, изменения, углубления. Но та же самая истина одновременно абсолютна, поскольку в данных границах является точным отображением предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: