ЯЗЫК – знаковая система, посредством которой происходит передача информации, общение людей и познание окружающего мира человеком.
ЗНАК – материальный предмет, выступающий в качестве заместителя другого предмета в практической деятельности, общении и познании.
Создатель французской структурной лингвистики Ф. де Соссюр утверждал, что связь знака с означаемым этим знаком смыслом произвольна. Американский философ Ч.Пирс, напротив, подчеркивал как фактический (реальный) характер связи между знаком и означаемым им смыслом, так и условный характер. Отсюда классификация знаков Ч.Пирса. Он выделял: 1) знаки-индексы, связанные с наличием причинно-следственного отношения (дым есть знак огня), 2) знаки-иконы, связанные с наличием отношения подобия (рисунок яблока как знак вязан с яблоком как предметом некоторым подобием), 3) знаки-символы, связь которых с обозначаемыми ими предметами, выражаемыми в них смыслами произвольна, конвенциональна (рыба является символом Христа, однако между ними нет какого-либо сходства или причинно-следственной связи).
Знаковый характер языка общепризнан в философии языка. Проблематика философии языка связана с основными компонентами языка: язык как знаковая структура, речевая деятельность как социально-исторический процесс функционирования языка, речевая способность как способность индивида владеть языком, речь как индивидуальный акт реализации языковой способности (Ф. де Соссюр). В итоге язык может рассматриваться в четырех аспектах: 1) языковая структура, 2) языковое произведение, 3) речевое действие, 4) речевой акт.
ЛОГИКА – наука о формах и законах правильного мышления.
Логика рассматривает связи как между мыслями, так и между мыслями и вещами, т.е. отражение (отображение) в наших мыслях связей между вещами. С данной позиции логика сближается как с онтологией (с действительным бытием вещей, «логика вещей»), так и с гносеологией (с учением о возможности истинного знания о вещах).
Логика имеет решающее значение для философии как специфического типа мировоззрения. Во многом генезис европейской философской традиции связан с именем Парменида, задавшим установку на непротиворечивое мышление о бытии.
Аристотель считается создателем традиционной (классической) логики. В его трудах изложено учение о понятии, дана формулировка трех основных законов логики (закона тождества, закона непротиворечия, закона исключения третьего), учение о силлогизме и др.
Г.Гегель считается основоположником первой неклассической (диалектической) логики как учении о диалектическом характере мышления, способном описывать реальную противоречивость мира. Связь мышления и логики имеет у Гегеля принципиальное значение. Исходя из этой связи, Гегель вводит представление о трех формах мышления (трех формах логического): рассудочная форма мышление (классическая логика Аристотеля), отрицательно-разумная форма мышления (негативная диалектика, или софистика), положительно-разумная форма мышления (диалектическая логика).
В 19 в. логика как особая наука отделилась от философии. Эта наука – формальная, или математическая логика – определила свой предмет как мышление в языковой форме. Это обстоятельство актуализировало вопрос о собственно «философской логике», предметом которой остается связь мышления с бытием.