Понятие организационной культуры невозможно рассматривать без обозначения ее основных элементов, которые и составляют ее содержание.
Теоретики организационных структур Ф.Харрис и Р.Моран (1991г.) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик:
а). Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) - что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, должности или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;
б).Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, в успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам/ к злу и насилию, агрессии; влияние религии, морали, общесоциальных норм);
в). Осознание себя и своего места в организации;
г). Взаимоотношения между людьми;
д). Трудовая этика и мотивирование;
е). Процесс развития работника и научение;
|
|
ё). Осознание времени, отношение к нему и его использование;
ж). Коммуникационные системы и язык общения;
з). Внешний вид, одежда и представление себя на работе;
и). Питание людей, привычки и традиции в этой сфере.
Функции организационной культуры.
Можно выделить ряд функций, выполняемых организационной культурой:
1. ОК формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой.
2. ОК создает определенный психологический микроклимат в организации, чувство общности всех ее членов.
3. ОК усиливает вовлеченность сотрудников в дела организации и преданность ей.
4. ОК усиливает систему социальной стабильности в организации.
5. ОК является средством, с помощью которого формируются приемлемые и целесообразные, с точки зрения организации, формы поведения.
Ценность организационной культуры для организации в целом состоит в том, что она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в действиях работников. Можно сказать, что наличие и действие организационной культуры соотносятся с одним из основных законов организации - законом синергии, усиливая его действие.