Антонимы в стилистических фигурах

Наряду с общелитературными (узуальными) антонимами в языке художественной литературы нередки контекстуальные (индивидуальные, окказиональные) противопоставления слов, которые в обычном употреблении не антонимичны. См., например, у А.С. Пушкина: Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень ‑ не столь различны меж собой. Другой пример. - Вот смотри, Анатолич, ты взял книги, я палатку; ты утюг, я удочку; ты чайник, а я – молодец. (Т/с «Сваты»). Сначала адресант воспринимает слово «чайник» в его прямом значении (‘предмет посуды’), которое затем сменяется на ‘новичок, неумелый человек’ и противопоставляется слову молодец.

Отношения противоположных слов позволяют говорящему использовать лексическую антонимию для выражения противопоставления. Это типичная для антонимов функция. В этой функции антонимы выступают в составе такой риторической фигуры, как антитеза: От порядка малые дела растут, а от беспорядка даже большие расстраиваются (пословица). Антитеза с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает яркие представления о названных предметах и событиях, чувствах и эмоциях. См.: Двери настеж ь у вас, / А душа взаперти. (В.С. Высоцкий).

Окс ю морон [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: «Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова) – о статуе. В отличие от антитезы это всегда словосочетание (редко предложение). Н.А. Некрасов: Убогая роскошь наряда.

Часто антонимы используются в каламбуре (игре слов): – Это Рома! Рома настолько простой, что даже простойкарандаш по сравнению с ним – сложный. (КВН, «Доктор Хаус») В этом примере обыгрываются разные значения слова «простой» (‘лёгкий в общении и взаимоотношениях, открытый’ ‘недорогой, без дополнительных функций, аксессуаров’).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»:...Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

Антонимы нередки в поэзии. См., например, у В. В. Маяковского: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бeг ... Или у Р. Рождественского: Нахожусь ли в далеких краях, ненавижу или люблю - от большого, от главного я - четвертуйте - не отступлю. В роли антонимов писатели и поэты иногда употребляют и стилистические синонимы. Например: - Нет, я - артист, а не актер. Прошу различать. Актеру - венки и пошлые рукоплескания, а мне - лишь потрясение (А.Н. Т.). Или: А у Ули глаза были большие, темно-карие, - не глаза, а очи... (Фад.).

Антонимы используются в качестве названий произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Дни и ночи» К. Симонова и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Какими качествами должны обладать слова, вступающие в антонимические отношения?

2. Все ли слова могут образовывать антонимические пары?

3. Всегда ли то или иное слово может иметь один антоним?

4. Какие стилистические фигуры основаны на антонимах?

Литература:

1. Апресян Ю.Д. Проблема синонима // Вопросы языкознания, 1957, № 6.

2. Брагина А.А. О незамкнутости синонимических рядов // Филологические науки, 1974, № 1.

3. Лексическая синонимия (Сборник статей). – М., 1967.

4. Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М. – Л., 1956.

5. Палевская М.Ф. Синонимика в русском языке. – М., 1964.

6. Синонимы русского языка и их особенности. – Л., 1972.

7. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М., 1973.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите с помощью толковых словарей, сколько значений у слов ЛЕС, СВЕ́ЖИЙ, ЛЕТЕТЬ, ЗДЕСЬ. К каждому из этих значений с помощью словарей синонимов и антонимов подберите синонимы и антонимы. С некоторыми из них составьте словосочетания.

Например, ГО́РЬКИЙ

ГОРЬКИЙ – ‘1. (горче). Имеющий своеобразный едкий и неприятный вкус. Гóрькое лекарство. Гóрький миндаль. Во рту горько. Проглотить горькую пилюлю (также перен.: выслушать справедливый упрек, неприятную для себя правду: узнать горькую правду). – Синонимы: прогóрклый (прогорклое старое масло), éдкий (едкий дым), антонимы: слáдкий (сладкий чай)

2. (горше и горший). Горестный, тяжелый. Горькая доля. ’

Синонимы: бéдственный (бедственное положение), тяжёлый (тяжёлый труд), тяжкий, трудный (путь), нелёгкий, мучи́тельный (мучительные воспоминания), неприя́тный (неприятное известие), оби́дный, печа́льный (взгляд), го́рестный, ско́рбный, злополу́чный, многострадальный, бедный; щемящий, смурной, жалостливый, горемычный, плохой, прогорклый, грустный, нерадостный, злосчастный, сокрушенный, жалистый, несчастный, скорбящий, безотрадный, бездольный, жалкий, жалобный, горевой, неутешительный, тоскливый, несладкий, невеселый, жалостный, безрадостный, бедолажный, прискорбный, нелегкий, горький как полынь, несчастливый, плачевный, опечаленный, понурый, черный, тяжелый, траурный, бессчастный, панихидный, кручинный.

Антонимы: счастливый (счастливые молодожёны), радостный (радостный день), весёлый (веселый человек).

Задание 2. Выпишите из текста антонимы. Что достигается благодаря их использованию?

Слóво — де́ло велúкое. Великое потому́, что сло́вом м́ожно соедини́ть люде́й, сло́вом можно и разъедини́ть их, словом можно служить любвú, словом же можно служить враждé и нéнависти. Береги́сь тако́го сло́ва, кото́рое разъединя́ет людéй (Л. Толстой).

Задание 3. Определите стилистическую фигуру, созданную с помощью антонимов.

1) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н Некрасов.),

2) То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, – он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (А. Твардовский).

3) Я царь — я раб — я червь — я Бог! (Г.Р. Державин),

4) Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая (М. И. Цветаева).

Оксюморон:

5) Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной (А. Ахматова),

6) Убогая роскошь (Н. Некрасов).

7) живой труп

Задание 4. Определите тип синонимов: понятийные (семантические), стилистические, семантико-стилистические. Подберите к ним антонимы.

а) шторм, буря, ветер –

б) Лóшадь, стáрая, разби́тая кля́ча, вся в мыле, стояла как вко́панная» (М. Горький).

кляча кляча конь, лошадь

в ) И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать (Пол.); А я пойду шататься, - я ни за что теперь не засну (Л); И страна березового ситца не заманит шляться босиком! (Ес.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: