Масштабная приватизация предприятий государственной и муниципальной собственности привела к многократному сокращению государственного сектора и к значительному уменьшению его роли в экономике страны. В настоящее время удельный вес предприятий государственной и муниципальной собственности в общем числе хозяйствующих субъектов в российской экономике не превышает 11 %.
По состоянию на 1 января 2001 г. государственный сектор промышленности и включал в себя около 4300 государственных унитарных предприятий и 850 хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50%.
По результатам 2000 г. вклад предприятий государственного сектора в общий объем промышленного производства составил более 10%.
Несмотря на относительно невысокую долю предприятий государственной собственности в промышленности (4,5% всех организаций) проблемы ее реструктуризации и дальнейшей приватизации остаются весьма актуальными. Сокращение масштабов приватизации в последние годы связано не столько с «исчерпанием» запаса государственной собственности, сколько с необходимостью изменить концепцию и законодательную базу приватизации (таблица 7).
Важным шагом в развитии приватизационных процессов стало принятие нового Закона «O приватизации государственного и муниципального имущества». Вместе с тем он не решает всех проблем реформирования государственного сектора в промышленности. Весьма сложной является проблема государственных унитарных предприятий. Концепция управления государственным имуществом предполагает выделение из всей совокупности государственных унитарных предприятий «казенных» предприятий и акционирование остальных с возможностью полной или частичной приватизации впоследствии. Данный процесс идет довольно медленно и законодательная база, регламентирующая создание, функционирование и ликвидацию (реорганизацию) этой формы собственности, практически отсутствует. В настоящее время ведется работа по доработке и принятию закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Непосредственно с проблемой государственных унитарных предприятий и их предполагаемым акционированием связана еще одна задача – организация эффективного управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности, Количество которых при акционировании государственных унитарных предприятий может возрасти в несколько раз. В связи в этим дорабатывается проект закона об управлении находящимся в федеральной собственности акциями акционерных обществ.
Таблица 7