double arrow

Конфликты в антикризисном управлении

В организации со сложной системой взаимоотношений постоянно возникают конфликты. Конфликты бывают конструктивными и деструктивными.

Таблица 82

Функции конфликтов в организациях

Негативные функции деструктивного конфликта Позитивные функции конструктивного конфликта
1. Появление дополнительных материальных затрат и потерь вследствие: - отвлечения сотрудников от основной работы; - снижения производительности труда; - увольнения обиженных. 2. Формирование противоборствующих группировок. 3. Ухудшение социально-психологического климата в коллективе. 4. Уменьшение степени сотрудничества между работниками. 5. Большие эмоциональные затраты и стрессы, ведение к уменьшению работоспособности. 1. Стимулирование к изменению и развитию организации и сотрудников. 2. Разрядка напряженности между сторонами6 - разнообразие мнений при принятии решений; - удовлетворенность работников оттого, что их мнение принято во внимание; - уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений; - предрасположенность к дальнейшему сотрудничеству; - улучшение морального состояния работников и усиление их трудовой мотивации; - сплоченность коллектива организации при противоборстве с внешним врагом.

Наиболее опасными являются продолжительные конфликты, которые в сочетании с другими факторами могут привести к кризисной ситуации. И наоборот, кризисы неизбежно порождают конфликты, т.к. в организации нарушено психологическое равновесие.

Причины конфликтов:

ü причины конфликтов, порожденные трудовым процессом:

распределение и выполнение полномочий;

распределение ресурсов;

установление и достижение целей;

осуществление коммуникаций;

ü причины конфликтов, вызванные психологическими особенностями человеческих отношений:

неблагоприятный климат в коллективе, связанный с образованием группировок по культурным, этническим различиям, действиям руководителя;

плохая коммуникация;

симпатии и антипатии сотрудников;

ü причины конфликтов, связанные со своеобразием членов коллектива. Заключаются в различиях:

стиля и манеры поведения;

чувства и эмоциональности;

восприятия жизненных ценностей.

Кроме того, можно выделить еще несколько причин: демографические различия, религиозные, национальные и другие различия.

Процесс конфликта состоит из нескольких стадий (рисунок 13).


Рисунок 13 - Стадии развития конфликта

1 стадия развития конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом (при этом открытого столкновения ещё нет). Главная черта этой ситуации – возникновение предмета конфликта. Внешним признаком конфликтной ситуации является напряжение между сотрудниками, появление негативных установок, эмоциональных всплесков. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, трансформироваться в другую, перерасти в открытый конфликт.

2 стадия развития конфликтной ситуации.

В данной фазе развития конфликта происходит событие, которое является поводом для «взрыва» напряжённой ситуации. Повод для активизации конфликта называется инцидентом, который может возникнуть целенаправленно или случайно, быть объективным или субъективным.

3 стадия развития конфликтной ситуации.

На данной стадии конфликтная ситуация перерастает в конфликт, вызывая кризис в отношениях. Конфликт может проявляться как в открытой, так и скрытой формах. Открытый конфликт – это явно выраженное столкновение сторон, проявляющееся в виде ссоры, споров, агрессивных действий. Скрытый конфликт характеризуется не явно выраженными агрессивными действиями. Противоборство происходит в виде скрытых способов воздействия (интриги).

4 стадия развития конфликтной ситуации.

На данной стадии конфликт разрешается различными способами:

- может быть исчерпан в случае примирения;

- выход из конфликта одной из сторон;

- пресечение или прекращение в ходе вмешательства третьей стороны;

- приобретение затяжного характера конфликта.

Внутри каждой стадии конфликт может развиваться в конструктивном и деструктивном направлении. При вмешательстве в конфликт на начальной стадии со стороны менеджеров высшего звена, вероятность разрешения конфликта увеличивается до 90%.

Антикризисное управление конфликтами:

- стратегия предупреждения заключается в создании таких условий (психологических и производственных) при которых возникновение конфликтов минимизируется;

- стратегия разрешения направлена на прекращение противоборства и поиск примирительного решения.

Методы управления конфликтом:

· организационно-структурные: разъяснение прав, обязанностей; установление иерархии полномочий; формирование общих целей и ценностей; разработка структур поощрений;

· административные предполагают вмешательство администрации, директора или суда;

· межличностные: уклонение (уход от конфликта), противоборство, приспособление (подавление или сглаживание), компромисс, сотрудничество.

Для предупреждения конфликтов или уменьшения их последствий необходимо помимо производственных задач выделить финансовые средства на социальное развитие, которое включает следующие мероприятия:

ü упорядочение формальных и неформальных отношений в коллективе;

ü повышение общего уровня культуры персонала, путем общеобразовательного и технического всеобуча;

ü оптимизация формальных рабочих групп и межгруппового взаимодействия;

ü активизация усилий в области медицинского обслуживания и охраны труда;

ü улучшение коммунально-бытовых условий работников;

ü совершенствование системы досуга и отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: