Истины Закона Возрождения

"Цель обучения – избавиться от наследия наших прародителей, познав Бога в истине Его; познав же Бога, возлюбить Его, подражать Ему, быть Ему подобными".

(Джон Мильтон)

Истина 1. Под возрождением подразумевается процесс духовного обновления, ответственность за который лежит на духовном наставнике.

Из всех истин этой книги тяжелее всего я постигал именно эту. Почти две недели все ночи напролет я корпел над Библией. И раз за разом я обнаруживал, что мои взгляды на природу процесса возрождения не соответствуют Писанию.

По этому поводу у меня имелись, мягко говоря, некоторые предубеждения. Изначально – до изучения Писания – я сформулировал первую истину примерно так: "Возрождение может произвести лишь Господь, и ни один человек не может способствовать возрождению никоим образом, кроме молитвы".

Если вы перечитаете истины, записанные в этой книге, то обнаружите, что они всецело возлагают ответственность на плечи учителя. Однако в данном случае я был убежден, что возрождение никак не может быть обязанностью учителя, ведь его производит только Господь. По крайней мере, так я был научен. Итак, я написал о том, что возрождение в наши обязанности не входит. Однако я задумался. Не вкралась ли в наши рассуждения какая-то ошибка, уведшая нас от истины? А может, мы впали в заблуждение и сами освободили себя от возложенной на нас ответственности?

Несмотря на все "логические" доводы, мне не давал покоя один вопрос: если Бог желает, чтобы возрождение произошло (а Он, бесспорно, этого желает) и если мы о возрождении молимся (что многие и делают), почему же Бог не исполняет наше с Ним обоюдное желание? Все мои знания о Боге не давали мне ответ на этот вопрос. Передо мной предстало неразрешимое противоречие.

На второй неделе напряженного поиска я наконец-то продвинулся вперед. Это произошло, когда я сформулировал вопрос таким образом: "Какие фрагменты Писания говорят о возрождении наиболее четко и ясно?" Почему бы не дать слово самому Писанию?

Первый ключевой фрагмент: 2-я Пар. 7:14.

Мне на ум тут же пришел фрагмент из Второй книги Паралипоменон (7:14).

"И [если] смирится народ Мой, который именуется

именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего,

и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба,

и прощу грехи их, и исцелю землю их".

Смысл этого длинного стиха определяется одним маленьким, да удаленьким словом – "если" (оно "затерялось" выше, в тринадцатом стихе). Это слово тут же дало мне понять, что весь последующий стих – условия, которые необходимо выполнить. Примерно в центре стиха, скрепляя связь между первой и второй его частями, стоит другое слово – "то". Оно указывает на обещанный результат, который следует ожидать при выполнении поставленных условий.

Мне хотелось узнать, к каким результатам приведет выполнение условий, поставленных в первой половине стиха. Поэтому я начал с изучения второй половины – обещания.

"... то Я услышу с неба первое обещание Господа

и промну грехи их второе обещание Господа

и исцелю землю их". третье обещание Господа

Затем я обратил внимание на условия. Какие требования установил Бог для того, чтобы Он мог ниспослать нам возрождение?

"И [если] смирится первое условие

народ Мой, который люди, которые могут

именуется именем Моим, выполнить условия

и будут молиться, второе условие

и взыщут лица Моего, третье условие

и обратятся от худых четвертое условие

путей своих..."

Итак, вот оно, черным по белому: Бог совершенно ясно говорит нам, что, возрождение полностью зависит от нас, а не от Него! Он пообещал, что пошлет нам возрождение, если мы выполним Его условия. Возрождение не. изливается в нашу жизнь лишь потому, что мы не выполняем этих условий»;

Как же я раньше заблуждался! Бог всегда остается верным Себе. Нет никакой темной и таинственной причины тому, что Он не посылает возрождения. Наоборот, Бог всегда готов сделать это – как только мы выполним Его требования. Как вы думаете, исполнит ли Бог три Своих обещания, если мы исполним четыре Его условия? Конечно же, исполнит!

Тогда я стал размышлять, как можно "свалить" на кого-нибудь свою, вину за отсутствие возрождения. Ведь не я же во всем виноват! Очевидно, эти четыре условия выполнить невозможно – иначе возрождение происходило бы в моей жизни чаще. Итак, я внимательно рассмотрел эти четыре условия, желая убедиться, что я не несу ответственности за процесс возрождения:

1. Могу ли я смириться? Я пришел к выводу, что вполне. Если я захочу, то могу прямо сейчас упасть на колени и искренне смириться пред Богом. Ведь и Новый Завет повелевает нам "смириться под крепкую руку Божию". Как же я могу утверждать, что не в силах выполнить это повеление?

2. Могу ли я молиться? Да, я могу молиться в любое время.

3. Могу ли я искать лица Божия? Да, я могу искать Его лица рано утром и поздно ночью. Его лицо всегда открыто для тех, кто горячо желает найти Его.

В этот момент я почувствовал, как на мое сердце ложится бремя ответственности. Когда же я прочел последнее условие, я наконец-то понял, что, если я желаю увидеть возрождение, то должен принять на себя полную ответственность за выполнение всех четырех условий.

4. Могу ли я "обратиться от худых путей своих? Да, ведь я могу исповедать свои осознанные грехи и оставить их.

Но разве "обращение от худых путей" может быть условием возрождения? Я всегда думал, что покаяние и подчинение своей воли Господу – результат возрождения, а не его условие. Я ошибочно полагал, что лишь тогда обрету достаточно силы для борьбы с грехом, когда Господь наконец-то соизволит послать мне возрождение. Кого же я таким образом винил в своих грехах? Кого же я, в заблуждении своем, считал ответственным за то, что возрождение не приходит и мои проблемы не решаются? Бога!

Я старался избежать полной ответственности за свои поступки, но не смог. Если я хочу, чтобы Господь "услышал, простил и исцелил", я должен сначала "обратиться от худых путей своих".

Неужели так просто начать возрождение? Неужели это во власти каждого человека, принимающего Божьи условия? Да. Кто ответственен за то, чтобы своими действиями зажечь огонь возрождения? Я. Вторая книга Парали-поменон рассеивает все сомнения на этот счет.

Однако я чувствовал, что это лишь вершина айсберга. Во Второй книге Паралипоменон (7:14) речь идет в основном о пробуждении национального масштаба. А как же личное возрождение? И далее, должен ли я что-то предпринимать, если ощущаю, что в духовном возрождении нуждаются мои ученики? Если да, то что именно? Итак, я продолжал исследовать Писание.

Второй ключевой фрагмент: Гал. 6:1.

Послание к галатам (6:1) также вносит ясность в вопрос о том, ответственны мы за пробуждение или нет.

"Братия! если и впадет человек в какое согрешение,

вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости,

наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным".

Чтобы взять на себя инициативу, нам необходимо соблюсти лишь два условия. Во-первых, мы должны осознавать, что другой человек впал в грех. Во-вторых, во время разговора с этим человеком на нашей совести не должно быть тяжелых осознанных грехов, способных препятствовать работе Духа Святого в нас и через нас.

Здесь сказано, что нам нужно достичь определенного результата – "исправить такового". В греческом оригинале слово "исправляйте" стоит в повелительном наклонении – а значит, это повеление, которое необходимо выполнять, а не просто совет.

А мы-то привыкли воспринимать этот стих совершенно по-другому! Мы ведем себя так, словно Господь попросил нас всего лишь молиться о таких людях – ну и, может, иногда ходить к ним в гости. Однако этот стих обязывает нас не только молиться о них и посещать их, но и – обратите внимание, какую ответственность возлагает на нас Господь, – исправлять их! Мы ответственны за то, чтобы исправить такого человека и свести к минимуму ущерб, нанесенный ему грехом.

Наше задание ясно: взять на себя инициативу, закатать рукава и приступить к делу! В этом стихе указывается желаемый результат, пути же его достижения зависят от нашей изобретательности и наших способностей, направляемых Святым Духом. Таким образом, Бог дал нам четкое повеление – исправить согрешившего брата в силе Духа Святого и под Его руководством. Мы за это в ответе.

Третий ключевой фрагмент: Еф. 4:11-12.

Хотя Божья воля о возрождении постепенно прояснялась, я по-прежнему не мог найти ответ на один вопрос. Дал ли Господь в Библии какие-либо конкретные указания о возрождении, адресованные учителям? Я продолжал исследовать Писание и решил выяснить все о греческом слове, переведенном как "исправлять". Я надеялся, что в каком-нибудь месте Писания оно идет рука об руку со словом "учитель". И, представьте себе, я встретил искомое слово в Послании к ефесянам (4:11-12), где дается описание работы учителя (помните, мы уже изучали этот фрагмент в главе "Закон Вооружения Знаниями"?). Я не верил глазам своим!

"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения..."

Слова "совершение" [святых] и "исправлять" (Гал. 6:1) в греческом языке происходят от одного и того же корня! Теперь становится ясно, что Господь поставил нас с вами учителями для исправления и возрождения Церкви.

Задумывались ли вы о том, что возрождение – это сущность вашего призвания? Осознавали ли вы, что ваша миссия – возвращать блудных сынов и дочерей к Отцу, как бы низко они ни пали?

Представьте, какие перемены произошли бы в Церкви Божией, если бы хоть малая толика учителей-христиан взяла на свои плечи эту, предложенную Богом, ответственность. Наше преподавание никогда бы больше не сводилось к простому изложению материала. Мы метили бы прямо в сердца наших учеников – и попадали бы в цель!

"Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто [учитель!] его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:19-20).

Истина 2. Возрождение могут испытать лишь те, кто ранее был рожден свыше.

Цель благовестия – привести ко Христу тех, кто еще не спасен; цель возрождения – вновь обратить ко Христу тех, кто спасен, однако не повинуется Богу. В первом случае мы имеем дело с покаянием, обращением, или рождением свыше, во втором – с освящением, или возрождением. В результате первого обращения ко Христу верующий обретает вечную жизнь; в результате последующих обращений – жизнь в тесном общении с Богом.

Мы принципиально заблуждаемся, если стремимся зажечь в учениках огонь возрождения, не убедившись сначала в том, что они уже приняли Христа и стали "верующими во имя Его [...] чадами Божиими" (Ин. 1:12). Многие учителя полагают, что их ученики – христиане, на том лишь основании, что те происходят из хороших семей, производят впечатление верующих или учатся в христианских учебных заведениях.

Итак, не полезно ли периодически напоминать ученикам о плане спасения, уделяя этому несколько минут урочного времени? Некоторые учителя воспринимают эту обязанность настолько серьезно, что посещают каждого ученика, чтобы определить его духовное состояние и поделиться с ним Евангелием.

Помните, что призывать к возрождению неверующих учеников – все равно что проповедовать покойникам на кладбище. Библия говорит, что до личной встречи со Христом люди "мертвы по преступлениям и грехам". Они не могут испытать "возрождение", если не были рождены свыше.

Истина 3. Возрождение – не однократное событие, а постоянно продолжающийся процесс.

Возрождение – это не какое-то мероприятие или собрание, а продолжительный процесс, который, возможно, закончится лишь тогда, когда мы предстанем пред Господом. Возрождение нельзя проводить "раз в год" – к нему нужно стремиться постоянно.

Не следует думать, что возрождение может произойти лишь с теми верующими, которые далеко отошли от Бога. Это слишком узкое понимание возрождения. В более широком смысле возрождение происходит всякий раз, когда христианин раскаивается в грехе – пусть даже самом незначительном – и всецело возвращается к Господу. Первое послание Иоанна (1:9) гласит: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". Повинуясь этим словам, мы делаем шаг к возрождению.

Наши ученики часто попадаются в ловушку греха ("впадают в согрешение") и тихо плачут в ожидании того, что некий "добрый самаритянин" поставит их на ноги и выведет на дорогу, ведущую домой.

В духовной жизни каждого ученика случаются взлеты и падения. Поэтому мы должны постоянно наблюдать за учениками, чтобы не пропустить признаков духовной нужды. Ведь наше призвание – отвечать на духовные нужды учеников. Итак, будьте всегда готовы призвать своих учеников к возрождению.

Истина 4. Возрождение может коснуться как отдельного человека, так и группы людей или целого народа.

Возрождение не знает географических, количественных или возрастных пределов. Библейские тексты, а также история Церкви, свидетельствуют о том, что возрождение может произойти как с одним человеком, так и с семьей, классом, коллективом, церковью, городом, областью или целой страной.

Практика показывает, что возрождение может начаться в любое время дня и ночи, в любой части христианского мира, в любой церкви или межцерковной организации.

Огонь возрождения может зажечь, силой Духа Святого, любой человек, будь то проповедник, евангелист, учитель, бизнесмен, миссионер или рядовой христианин.

Иногда огонь возрождения разгорается за одну минуту, а иногда, прежде чем вспыхнуть, тле­ет долгие годы. Иногда возрождение длится меньше одного дня, а иногда – месяцы и даже годы.

Часто бывает так, что очаги возрождения сосредотачиваются в одном месте, в одном временном периоде или в жизни одного человека.

Возрождение оставляет по себе разные следы. Иногда оно изменяет жизнь целой страны на многие века, а иногда – лишь жизнь нескольких людей на сравнительно небольшой отрезок времени.

О чем свидетельствует такое разнообразие? О том, что Божья сила, Его присутствие, очищение ("прошу грехи их") и обновление ("исцелю землю их") будут с каждым, кто предпримет необходимые для возрождения шаги, – в любое время и в любом месте. Бог готов ниспослать возрождение любому человеку, соответствующему его условиям, – в том числе и нам с вами, мой друг.

Поэтому, какова бы ни была ваша жизненная ситуация, молитесь о возрождении, готовьтесь к возрождению, просите Бога о возрождении. Безгранична сила Духа Господнего в сердцах тех Его детей, которые желают соблюсти поставленные Им условия. Пусть же дух возрождения пребудет с вами везде, куда ни призовет вас Господь.

Истина 5. Чтобы пережить возрождение, необходимо искренне покаяться и оставить свой грех.

Человек испытывает потребность в возрождении по одной-единственной причине: из-за того, что он грешник. Если бы христиане не грешили (не творили бы зло и не упускали возможность творить добро), то не было бы и необходимости в возрождении. Если мы полагаем, что можем привести учеников к возрождению, не обличив их прямо и открыто в их грехах, значит, мы не понимаем библейской сути возрождения.

Говоря упрощенно, в процессе возрождения можно выделить два полюса: отрицательный (ученик оставляет свои грехи) и положительный (ученик вновь обращается к Спасителю). Путь ко Христу всегда лежит через очищение и прощение. Мы не можем испытать возрождение и обрести мир с Богом до тех пор, пока не встретимся с Иисусом у креста и наши грехи не будут омыты Его драгоценной кровью.

Пока наши ученики не осознают, как серьезны последствия греха для них самих, для других людей и для Бога, у них не будет силы воли отказаться от этого греха. Поэтому никогда не нужно призывать учеников к обещанию не грешить в будущем, если они не раскаялись в том, что грешили в прошлом. Однажды я выступал на конференции, организованной для студентов наиболее престижных университетов страны. В конце выступления я попросил всех, кто чувствует себя рабом греха, подойти ко мне после собрания. Подошла одна девушка, и в считанные секунды я понял, что она глубоко осознает свою греховность. Мы присели и начали разговор, который продлился три часа и привел к сильнейшему возрождению.

В результате первого часа беседы она глубоко раскаялась в своем грехе. Второй час прошел в напряженной битве за то, чтобы она приняла твердое решение покончить с этим грехом в будущем. Однако когда я попросил ее позвонить определенному человеку и поставить точки над "Г, ее лицо побелело. Наконец она сказала: "Обещаю вам, я сделаю это на следующей неделе". Я знал, что если она не позвонит тому человеку прямо сейчас, то не освободится от уз греха. Ее губы дрожали, а лоб покрылся испариной. Скованная страхом, она умоляла меня не заставлять ее делать этого. Однако после того как мы помолились, ее сердце наполнилось миром Божьим и она согласилась позвонить при условии, что я буду стоять рядом и подсказывать ей, что говорить.

Мы вместе вышли в набитый людьми гостиничный вестибюль и набрали номер междугородной связи. Было уже за полночь, но она знала, что на том конце провода продолжается вечеринка. Наконец тот человек поднял трубку, и девушка словно окаменела. Я произнес молитву и стал подсказывать ей слова. Сообщив о своем решении, девушка залилась слезами и прислонилась к стене. Казалось, она физически ощущает, как Господь с корнем вырывает грех из ее сердца. Это была очень болезненная процедура.

После этого мы позвонили родителям девушки, жившим на другом конце страны. Слезы отчаяния сменились слезами радости, когда она сказала им, что их горячие молитвы наконец-то услышаны.

Перед тем как мы расстались, я взял с нее обещание, что она немедленно найдет четырех своих подруг, которые также присутствовали на этой конференции, и расскажет им о своем поступке. "Сразу же после этого попросите их помолиться о вас вслух, – посоветовал я. – А завтра утром подойдите ко мне впятером, и мы поговорим о том, как сохранить обретенную победу".

На следующее утро они подошли ко мне, напевая песенку, – не пятеро, а восьмеро! Девушка по-прежнему была в слезах, но это были слезы радости, прощения и несокрушимой воли. Я был уверен, что ее подруги помогут ей пройти через огонь и воду.

Вы призваны принести ученикам возрождение, и ваша миссия не окончена до тех пор, пока они не подчинятся Господу во всем. В ходе операции хирург иногда обнаруживает, что злокачественная опухоль распространилась на большую часть, чем он ожидал. Вы также можете столкнуться с нежеланием человека перестать грешить. В таких случаях необходима более серьезная и длительная операция. Учитель, как и хирург, не имеет права проигнорировать свое печальное открытие и преждевременно наложить швы. Даже если большая часть раковой опухоли удалена, оставшаяся развивается более стремительно, поражая здоровые ткани. Итак, продолжайте операцию до тех пор, пока вся опухоль не будет удалена и ваш ученик не обретет полную свободу!

Истина 6. Возрождение всегда приводит к тому, что человек начинает ревностно искать лица Божьего и служить Христу.

Если христианин полностью искоренит из своей жизни существенный грех, об этом будет свидетельствовать неподдельный "плод покаяния". Внутренние перемены обязательно проявятся внешне. Человек изменится навсегда.

В процессе написания этой главы я решил отдохнуть и прополол клумбу возле дома, которая из-за наших разъездов была в весьма запущенном состоянии. Цветам практически не доставалось солнечного света, так как его поглощали возвышающиеся над ними сорняки. Выдернув охапку сорняков, я обнаружил, что цветочки под ними совсем ослабли и зачахли. Итак, я прополол всю клумбу и открыл солнцу доступ к изголодавшимся растениям. Чего мне теперь ожидать? Естественно, того, что они зацветут пышным цветом!

Подобным образом грех сковывает наше сердце, лишая его радости и заглушая желание делать добро. В это время бывает нелегко обнаружить под сорняками чахлые ростки истины. Однако если человек принял Христа, в нем обязательно присутствуют початки духа, пусть даже очень слабые. Стоит только прополоть сорняки – и питаемые солнцем и дождем цветы снова расцветут.

Существует три верных признака возрождения, проявления которых вам следует искать в учениках. Во-первых, ученики должны быть искренне и от всего сердца благодарны Господу. Во-вторых, они должны ревностно искать Его лица. В-третьих, у них должно появиться огромное желание служить Ему. Все это – признаки подлинного возрождения, поэтому мудрый учитель должен обращать на них внимание и приветствовать их.

Истина 7. Возрождение помогает человеку правильно определить жизненные приоритеты.

Возрождение – это жизненно важный процесс, в результате которого преобразовывается отношение верующего к Богу, к самому себе и к окружающему миру.

Взаимоотношения человека с Богом – самые важные и глубокие из всех взаимоотношений. Следовательно, их улучшение позитивно влияет на все другие важные связи человека. Множество мужей и жен восстановили свой брак в результате восстановления отношений с Богом. Множество блудных сынов и дочерей оставили жизнь во грехе и вернулись домой – также потому, что примирились с Богом.

Продолжительное время пребывая во грехе, христианин угождает себе, вместо того чтобы угождать Господу. Нарастает противостояние, в котором побеждает плоть. Однако с приходом возрождения Господь снова воцаряется в сердце человека и вскоре восстанавливает порядок и гармонию в его жизни.

К сожалению, многие из нас строят свои уроки так, будто ключом к духовному росту являются внешние перемены. Мы постоянно призываем учеников изменить поведение, в то время как их сердца противятся Господу. Такой подход ничего не изменяет в ученике, он только приносит разочарование учителю. Начинать нужно изнутри. Главное – отношения с Богом, затем с самим собой, и только потом с другими людьми.

Много лет назад, когда я преподавал в библейской школе "Мальтнома", мне выпала честь регулярно видеться с д-ром Джоном Митчеллом. В то время ему было за восемьдесят. Он вел ежедневную радиопередачу, преподавал в колледже (почти на полную ставку) и регулярно выступал на конференциях. В понимании Писания и в благочестии он не имел равных. Но больше всего мне запомнились его молитвы. Казалось, что, общаясь с любящим Отцом, он часто забывал о моем присутствии в комнате. Я чувствовал себя так, словно придерживал края его плаща, когда он на колеснице въезжал в тронный зал царского дворца.

Однажды я попросил его оказать мне важную услугу. Я рассказал ему, как благословляет Господь "Путешествие по Библии", и спросил, не может ли он уделить время тому, чтобы передать мне свое знание Писания. Я бы, в свою очередь, передал это знание другим учителям, а те обучили бы людей по всему миру.

После краткой паузы он ошарашил меня своим ответом:

– Нет, Брюс, не могу.

Я решил, что чем-то его обидел.

– Почему? – пробормотал я. – Я что-то не так сказал? Он с улыбкой ответил:

– Я не буду учить вас Библии, так как это не то, что вам нужно. Я сделаю нечто другое: буду встречаться с вами каждую неделю, чтобы помочь вам еще больше полюбить Спасителя. Ведь если вы полюбите Его всем сердцем, мой друг, все остальное приложится.

Верно подмечено, не правда ли? Д-р Митчелл знал, что главное – отношение нашего сердца.

Помогая ученикам все больше любить Иисуса Христа, всегда помните Книгу Притч (4:23):

"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: