Занятие №1

ТЕМА: Современное представление о строении и функции мембран. Физиология возбудимых тканей. Электрографическая, электрохимическая и функциональная характеристика одиночного цикла возбуждения.

Клетка является основной структурно-функциональной единицей живых организмов, осуществляющей рост, развитие, обмен веществ и энергии, хранящей, перерабатывающей и реализующей генетическую информацию. Клетка представляет собой сложную систему биополимеров, отделённую от внешней среды плазматической мембраной и состоящую из ядра и цитоплазмы, в которой располагаются органеллы и включения.

С точки зрения физиологии важны следующие детали: всякая плазматическая мембрана имеет два слоя фосфолипидов. В них встроены интегративные белки, а на их поверхности имеются периферические белки и углеводы.

Интегративные белки различаются по степени погруженности в гидрофобную часть бислоя: они могут располагаться по обеим сторонам мембраны, частично погружаться в мембрану и пронизывать мембрану насквозь. Погруженная часть интегративных белков содержит большое количество аминокислот с гидрофобными радикалами, которые обеспечивают гидрофобное взаимодействие с липидами мембраны. Эти взаимодействия поддерживают определенную ориентацию белков в мембране.

Ткани — сложившаяся в процессе эволюции система клеток и неклеточных структур, имеющая общие черты строения и спе­циализированная на выполнении определённой функции. Тка­ни находятся в сложных взаимосвязях: они могут тормозить и стимулировать развитие друг друга, расти, регенерировать и от­мирать и т.д. Ткани обладают определёнными морфофизиологическими свойствами. Некото­рые группы лекарственных средств оказывают направленное действие на тканевый, в том числе опухолевый, рост. Мышечная, нервная и секреторная ткани имеют общее свойство – возбудимость. Различные ткани обладают различной возбудимостью, мерилом которой являются порог раздражения, вызывающий в этой ткани биологический ток, и функциональная лабильность, характеризующая способность тканей отвечать на частотную стимуляцию без искажения ритма раздражения. Биологический ток, возникающий при возбуждении, вызывает сокращение в мышечной, проведение информации в нервной и выделение биологически активных веществ в секреторной тканях.

Цель занятия:

1) знать:

- строение и функции мембран;

- способы переноса веществ через мембрану;

- возбудимые и невозбудимые ткани;

- учение о неравномерном распределении ионов в возбудимых тканях, о трансмембранном электрохимическом градиенте и равновесном потенциале;

- историю учения об электрических явлениях в возбудимых тканях;

- электрографическую, электрохимическую и функциональную характеристики одиночного цикла возбуждения;

- проведение возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам.

2) уметь:

- рисовать схему поляризации мембраны при внутриклеточном пропускании электрического тока;

- рисовать схемы развития фаз парабиоза;

- показать проявления процесса возбуждения: электрографические, функциональные, электрохимические;

- рисовать схемы проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.

6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Современные представления о строении и функции мембран. Транспорт веществ.

2) Классификация раздражителей.

3) Сущность и основные признаки процесса возбуждения. Деятельное состояние ткани и физиологический покой.

4) Первый и второй опыт Гальвани.

5) Электрические явления в возбудимых тканях. Методы исследования биоэлектрических исследований.

6) Электрогенез одиночного цикла возбуждения.

7) Мембранный потенциал (МП), локальный ответ, потенциал действия.

8) Изменение возбудимости в различные фазы одиночного цикла возбуждения. Рефрактерность.

9) Роль проницаемости клеточной мембраны и её поверхностных зарядов в формировании МП.

10) Физиологические свойства (законы раздражения) возбудимых тканей.

11) Парабиоз. Фазы парабиоза. Механизмы оптимума и пессимума.

12) Проведение возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Законы проведения возбуждения.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: