Сущностная методическая структура занятия

Этап занятия Дидактическая задача этапа Предполагаемый результат этапа
  1. Организация начала занятия
Подготовка учащихся к занятию Готовность к занятию
  1. Проверка ДЗ
Установление правильности и осознанности выполнения ДЗ, выявление пробелов в знаниях и умениях, корректировка знаний и умений Сочетание контроля и самоконтроля при выявлении правильности выполнения ДЗ
  1. Подготовка к усвоению нового материала
Обеспечение мотивации учебной деятельности, принятие обучающимися цели занятия, актуализация опорных знаний Готовность к учебной деятельности
  1. Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания Действия учащихся с объектами познания, демонстрация самостоятельной учебной работы
  1. Первичная проверка знаний
Определение правильности и осознанности усвоения знаний, выявление пробелов и неверных представлений Усвоение сущности объектов познания
  1. Закрепление знаний
Вторичное осмысление, обеспечение полного усвоения знаний и их применение в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий в измененной ситуации
  1. Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы знаний, осуществление межпредметных связей Активная и продуктивная деятельность учащихся
8. Применение знаний Формирование способов деятельности Полное усвоение материала. демонстрация способов деятельности
9. Контроль и самопроверка знаний Выявление структуры и уровня усвоения знаний и способов деятельности, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися требуемых результатов обучения  
10. Подведение итогов занятия Анализ и оценка учебной деятельности, аргументация выставления оценок, выдача рекомендаций учащимся Получение учащимися информации о реальных результатах обучения  
11. Рефлексия Самоанализ и самооценка учебной деятельности, отношений, общения, усвоение принципов саморегуляции учебной деятельности Осмысление учащимися своих действий и отношений  
12. Информация о ДЗ Обеспечение понимания цели. содержания, способов выполнения, способов проверки ДЗ Создание необходимых и достаточных условий для качественного и своевременного выполнения ДЗ  
           

Поскольку значительную часть учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации теоретического обучения.

Урок - это логически завершенный целостный фрагмент учебного процесса (его единица), имеющий дидактическое и аффективное предназначение и занимающий во времени один академический час (40-45 мин); основная форма организации обучения в учебных заведениях начального профессионального образования.

Урок характеризуется точно регламентируемым отрезком времени, постоянным составом учащихся в группах, стабильным расписанием учебных занятий, определенным местом их проведения. На уроке преподаватель с помощью разных методов, приемов и средств обучения решает намеченные им дидактические задачи в соответствии с требованиями программы. В настоящее время в российской педагогической практике накоплен огромный опыт проведения обучения с использованием технологий классно-урочной системы. Большинство преподавателей учебных заведений начального профессионального образования пока используют именно эту систему не потому, что она лучшая, а потому, что она более освоена. Кроме того, она в ближайшем обозримом будущем будет занимать ведущее место, так как другие системы еще недостаточно полно разработаны и не представлены в учебных пособиях, учебниках.

Учащийся развивается, участвуя в таких видах деятельности, как учебная (познавательная и практическая), трудовая деятельность и общение. В условиях учебного заведения процесс развития личности учащегося идет прежде всего на учебном занятии, поэтому задача преподавателя состоит в том. чтобы обеспечить включение каждого учащегося в разные виды деятельности, сочетание которых обусловлено целью учебного занятия и отдельных его частей.

Именно правильно выбранная дидактическая цель определит отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

И все это облекается в более крупную форму, которую принято называть учебным занятием. В педагогической практике сложились такие формы проведения учебных занятий: урок, лекция, семинар, зачет, коллоквиум, собеседование, лабо­раторная работа, экскурсия и др. Однако, несмотря на многообразие форм проведения учебных занятии, они имеют много общего. Во-первых, в любом учебном занятии есть цель, конкретное содержание учебного материала, методы и формы учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующие содержанию и цели. Во-вторых, любое учебное занятие как организационная форма имеет структуру, т.е. состоит из отдельных частей (этапов), взаимосвязанных между собой. В-третьих, любое занятие строится в соответствии с логикой, зависящей от цели и типа занятия.

Выявленные сходства позволяют сгруппировать разные виды учебных занятий на основании единства дидактических целей. Можно выделить пять - семь основных типов учебных занятий (уроков)

Такая группировка учебных занятий позволяет, во-первых, разные виды учебных занятий включать в различные типы учебных занятий, а во-вторых, обеспечить взаимосвязь разных по форме учебных занятий согласно логике усвоения знаний: от восприятия учебного материала до комплексного применения, обобщения, систематизации и оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: