Этап занятия | Дидактическая задача этапа | Предполагаемый результат этапа | |||
| Подготовка учащихся к занятию | Готовность к занятию | |||
| Установление правильности и осознанности выполнения ДЗ, выявление пробелов в знаниях и умениях, корректировка знаний и умений | Сочетание контроля и самоконтроля при выявлении правильности выполнения ДЗ | |||
| Обеспечение мотивации учебной деятельности, принятие обучающимися цели занятия, актуализация опорных знаний | Готовность к учебной деятельности | |||
| Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания | Действия учащихся с объектами познания, демонстрация самостоятельной учебной работы | |||
| Определение правильности и осознанности усвоения знаний, выявление пробелов и неверных представлений | Усвоение сущности объектов познания | |||
| Вторичное осмысление, обеспечение полного усвоения знаний и их применение в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий в измененной ситуации | |||
| Формирование целостной системы знаний, осуществление межпредметных связей | Активная и продуктивная деятельность учащихся | |||
8. Применение знаний | Формирование способов деятельности | Полное усвоение материала. демонстрация способов деятельности | |||
9. Контроль и самопроверка знаний | Выявление структуры и уровня усвоения знаний и способов деятельности, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися требуемых результатов обучения | |||
10. Подведение итогов занятия | Анализ и оценка учебной деятельности, аргументация выставления оценок, выдача рекомендаций учащимся | Получение учащимися информации о реальных результатах обучения | |||
11. Рефлексия | Самоанализ и самооценка учебной деятельности, отношений, общения, усвоение принципов саморегуляции учебной деятельности | Осмысление учащимися своих действий и отношений | |||
12. Информация о ДЗ | Обеспечение понимания цели. содержания, способов выполнения, способов проверки ДЗ | Создание необходимых и достаточных условий для качественного и своевременного выполнения ДЗ | |||
Поскольку значительную часть учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации теоретического обучения.
|
|
Урок - это логически завершенный целостный фрагмент учебного процесса (его единица), имеющий дидактическое и аффективное предназначение и занимающий во времени один академический час (40-45 мин); основная форма организации обучения в учебных заведениях начального профессионального образования.
|
|
Урок характеризуется точно регламентируемым отрезком времени, постоянным составом учащихся в группах, стабильным расписанием учебных занятий, определенным местом их проведения. На уроке преподаватель с помощью разных методов, приемов и средств обучения решает намеченные им дидактические задачи в соответствии с требованиями программы. В настоящее время в российской педагогической практике накоплен огромный опыт проведения обучения с использованием технологий классно-урочной системы. Большинство преподавателей учебных заведений начального профессионального образования пока используют именно эту систему не потому, что она лучшая, а потому, что она более освоена. Кроме того, она в ближайшем обозримом будущем будет занимать ведущее место, так как другие системы еще недостаточно полно разработаны и не представлены в учебных пособиях, учебниках.
Учащийся развивается, участвуя в таких видах деятельности, как учебная (познавательная и практическая), трудовая деятельность и общение. В условиях учебного заведения процесс развития личности учащегося идет прежде всего на учебном занятии, поэтому задача преподавателя состоит в том. чтобы обеспечить включение каждого учащегося в разные виды деятельности, сочетание которых обусловлено целью учебного занятия и отдельных его частей.
Именно правильно выбранная дидактическая цель определит отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
И все это облекается в более крупную форму, которую принято называть учебным занятием. В педагогической практике сложились такие формы проведения учебных занятий: урок, лекция, семинар, зачет, коллоквиум, собеседование, лабораторная работа, экскурсия и др. Однако, несмотря на многообразие форм проведения учебных занятии, они имеют много общего. Во-первых, в любом учебном занятии есть цель, конкретное содержание учебного материала, методы и формы учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующие содержанию и цели. Во-вторых, любое учебное занятие как организационная форма имеет структуру, т.е. состоит из отдельных частей (этапов), взаимосвязанных между собой. В-третьих, любое занятие строится в соответствии с логикой, зависящей от цели и типа занятия.
Выявленные сходства позволяют сгруппировать разные виды учебных занятий на основании единства дидактических целей. Можно выделить пять - семь основных типов учебных занятий (уроков)
Такая группировка учебных занятий позволяет, во-первых, разные виды учебных занятий включать в различные типы учебных занятий, а во-вторых, обеспечить взаимосвязь разных по форме учебных занятий согласно логике усвоения знаний: от восприятия учебного материала до комплексного применения, обобщения, систематизации и оценки.