Занятие №3. Тема: Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма

ТЕМА: Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма. Координационная деятельность ЦНС. Структурно - функциональные особенности вегетативной и соматической нервной системы.

Анатомически нервная система представляет собой совокупность нервных и глиальных клеток, межклеточного вещества и кровеносных сосудов, условно разделённую на центральную (соматическая и вегетативная) и периферическую (нервы и нервные сплетения). В составе нервной системы выделяют спинной и головной мозг.

Вегетативная нервная система (ВНС) представляет часть центральной (ЦНС). В отличие от соматической вегетативный отдел ЦНС иннервирует внутренние органы, железы, кровеносные сосуды, выполняющие непроизвольные функции – пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение и др. ВНС выполняет также трофическую функции по отношению к скелетным мышцам. ВНС состоит из центральных и периферических структур. Центральные структуры расположены в среднем, продолговатом и спинном мозге; периферические представлены ганглиями и нервными волокнами. Различают три отдела ВНС – симпатический, парасимпатический и метасимпатический. Часть органов имеет двойную и тройную иннервацию (кишечник), а другие преимущественно одну из них (некоторые кровеносные сосуды).

Исследование функционального состояния ВНС имеет огромное диагностическое значение в клинической практике. О тонусе вегетативной системы судят по состоянию рефлексов, а также по результатам ряда специальных функциональных проб.

Цель занятия:

1) знать:

- строение ЦНС, строение рефлекторной дуги соматического рефлекса;

- классификацию рефлексов;

- механизмы центральной и периферической регуляции вегетативных функций;

- структурно - функциональные особенности вегетативной и соматической нервной системы.

2) уметь:

- экспериментально доказать значение целостности рефлекторной дуги для осуществления рефлекса;

- продемонстрировать сухожильные рефлексы человека;

- оценить вегетативный тонус человека методом анкетирования;

- рассчитывать индекс Кердо и интерпретировать его значения для оценки вегетативной регуляции функций.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология ЦНС. Учебное пособие/В. М. Смирнов, Н.В. Яковлев, В.А. Правдивцев. М.: Академия, 2007 г.

3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие обсуждению и тестированию:

1) Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма.

2) Координационная деятельность ЦНС.

3) Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Глия и её функции.

4) Сравнительная характеристика структурно – функциональных особенностей вегетативной нервной системы (ВНС) и соматической. Отличия ВНС от соматической.

5) Центральные структуры вегетативной нервной системы.

6) Физиологические свойства симпатической, парасимпатической и метасимпатической нервной системы.

7) Мозговой слой надпочечников.

8) Механизм действия катехоламинов. Механизм действия ацетилхолина и чувствительности эффекторных клеток к медиатору.

9) Медиаторы и рецепторы ВНС.

10) Функциональный антагонизм и синергизм симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

11) Адаптационно - трофическая функция ВНС.

12) Центры вегетативной нервной системы. Тонус вегетативных центров. Факторы, обеспечивающие тонус.

13) Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

14) Классификация вегетативных рефлексов.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: