ТЕМА: Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма. Координационная деятельность ЦНС. Структурно - функциональные особенности вегетативной и соматической нервной системы.
Анатомически нервная система представляет собой совокупность нервных и глиальных клеток, межклеточного вещества и кровеносных сосудов, условно разделённую на центральную (соматическая и вегетативная) и периферическую (нервы и нервные сплетения). В составе нервной системы выделяют спинной и головной мозг.
Вегетативная нервная система (ВНС) представляет часть центральной (ЦНС). В отличие от соматической вегетативный отдел ЦНС иннервирует внутренние органы, железы, кровеносные сосуды, выполняющие непроизвольные функции – пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение и др. ВНС выполняет также трофическую функции по отношению к скелетным мышцам. ВНС состоит из центральных и периферических структур. Центральные структуры расположены в среднем, продолговатом и спинном мозге; периферические представлены ганглиями и нервными волокнами. Различают три отдела ВНС – симпатический, парасимпатический и метасимпатический. Часть органов имеет двойную и тройную иннервацию (кишечник), а другие преимущественно одну из них (некоторые кровеносные сосуды).
|
|
Исследование функционального состояния ВНС имеет огромное диагностическое значение в клинической практике. О тонусе вегетативной системы судят по состоянию рефлексов, а также по результатам ряда специальных функциональных проб.
Цель занятия:
1) знать:
- строение ЦНС, строение рефлекторной дуги соматического рефлекса;
- классификацию рефлексов;
- механизмы центральной и периферической регуляции вегетативных функций;
- структурно - функциональные особенности вегетативной и соматической нервной системы.
2) уметь:
- экспериментально доказать значение целостности рефлекторной дуги для осуществления рефлекса;
- продемонстрировать сухожильные рефлексы человека;
- оценить вегетативный тонус человека методом анкетирования;
- рассчитывать индекс Кердо и интерпретировать его значения для оценки вегетативной регуляции функций.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
|
|
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология ЦНС. Учебное пособие/В. М. Смирнов, Н.В. Яковлев, В.А. Правдивцев. М.: Академия, 2007 г.
3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.
4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие обсуждению и тестированию:
1) Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма.
2) Координационная деятельность ЦНС.
3) Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Глия и её функции.
4) Сравнительная характеристика структурно – функциональных особенностей вегетативной нервной системы (ВНС) и соматической. Отличия ВНС от соматической.
5) Центральные структуры вегетативной нервной системы.
6) Физиологические свойства симпатической, парасимпатической и метасимпатической нервной системы.
7) Мозговой слой надпочечников.
8) Механизм действия катехоламинов. Механизм действия ацетилхолина и чувствительности эффекторных клеток к медиатору.
9) Медиаторы и рецепторы ВНС.
10) Функциональный антагонизм и синергизм симпатического и парасимпатического отделов ВНС.
11) Адаптационно - трофическая функция ВНС.
12) Центры вегетативной нервной системы. Тонус вегетативных центров. Факторы, обеспечивающие тонус.
13) Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
14) Классификация вегетативных рефлексов.
Задания для самостоятельной работы на занятии: