ТЕМА: Основы гуморальной регуляции. Физиология желез внутренней секреции

Гениальное предвиденье Клода Бернара (1855) о том, что не только эндокринные железы, все органы человека обладают «внутренней секрецией», блестяще подтверждается в настоящее время. Наряду с «классическими» гормонами эндокринных желез, действующими на клетки - мишени паракринно (через межклеточное пространство), нейрокринно (через синапсы) и телекринно (через кровь), обнаружено множество веществ различной химической природы, синтезируемых нейроэндокринными клетками самых разных происхождений, локализации и основной функции. Таким образом, гормональная функция рассматривается как общебиологическая.

Цель занятия:

1) знать:

- общие представления о структурно - функциональной организации эндокринной системы;

- общие понятия о гормонах, их классификацию, механизмы действия;

- принципы регуляции гормональной секреции;

- гипоталамо-гипофизарную систему;

- эндокринные железы и гормоны, вырабатываемые ими;

- основные эффекты гормонов, их роль в регуляции физиологических функций организма.

2) уметь:

- зарисовать упрощённую схему «жизненного» цикла гормона;

- зарисовать структуру 7-доменного полипептидного рецептора, сопряжённого с G-белком цитоплазматической мембраны;

- схематично зарисовать синтез, выделение нейромедиаторов и нейрогормонов нейросекреторной клеткой гипоталамуса.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.

6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Общее понятия о гормонах, гормональных рецепторах и гормональной регуляции.

2) Общие свойства и функции гормонов. Действие гормонов на функции организма.

3) Транспорт гормонов.

4) Химическая и гормональная классификация гормонов.

5) Варианты действия гормонов. Виды взаимодействия гормонов.

6) Синтез гормонов (белковых, стероидных, катехоламинов).

7) Механизмы действия гормонов.

8) Регуляция секреции гормонов. Принципы регуляции гормональной секреции (принципы положительной и отрицательной обратной связи).

9) Гормоны аденогипофиза и нейрогипофиза.

10) Гормоны щитовидной и паращитовидной желез.

11) Гормоны надпочечников (корковое и мозговое вещество). Регуляция образования глюкокортикоидов и альдостерона.

12) Общий адаптационный синдром.

13) Гормоны поджелудочной железы.

14) Мужские половые гормоны.

15) Гормоны женских половых желез. Менструальный цикл у женщины.

16) Гормоны эпифиза и тимуса.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: