double arrow

К главе VII. Определение и классификация

Упражнение 3 (с. 161, 162)

1. Явное определение путем указания рода и видового отличия, атрибутивно-реляционное.

4. Явное определение путем указания рода и видового отличия, операциональное.

5. Явное определение. Определение предиката. 8. Определение путем указания рода и видового отличия, генетическое.

Упражнение 4 (с. 163)

1. Определение через отношение к противоположному.

2. Нормальное контекстуальное определение, в котором определяется знак дизъюнкции.

3. Определение в контексте.

Упражнение 5 (с. 167, 168)

1. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.

2. Определение неправильное. Ошибка — “тавтология”.

5. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.

6. Определение неправильное. Ошибка — “неясное определение”.

10. Определение правильное.

Упражнение 7 (с. 174)

3. Неполное таксономическое деление.

5. Сбивчивое таксономическое деление.

6. Правильное мереологическое деление.

9. Таксономическое деление с излишним членом.

Упражнение 8 (с. 179)

1. Правильная таксономическая классификация.

К ГЛАВЕ VIII. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ

Упражнения (с. 228—230)

3. Тезис — “Невозможны коляски, которые ездят без лошадей”. Аргументация не является доказательной.

9. Нарушено правило по отношению к тезису. Не определено понятие “лгун”.

11. Правильная доказательная аргументация “от противного”.

13. Заменим высказывания “Петр виновен” и “Павел виновен” соответственно буквами р и q.

Показания первого свидетеля: Ø р.

Показания второго свидетеля: Ø q.

Показания третьего свидетеля: Ø р ÚØ q.

Показания четвертого свидетеля: Ø(Ø р ÚØ q). Поскольку прав оказался четвертый свидетель, верно:

ØØ р ÙØØ q и p Ù q. Таким образом, преступление совершили Петр и Павел вместе.

К ГЛАВЕ IX. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

Упражнение 1 (с. 239, 240)

1. В тексте проблема не ставится.

2. Ставится неразвитая проблема.

3. Ставится развитая проблема.

Упражнение 2 (с. 245)

1. Выдвигается догадка.

2. Выдвигается гипотеза.

Упражнение 4 (с. 250)

2. Учтены не все версии. Не учтено предположение о том, что жена К. уехала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

2. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961.

3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., 1978.

4. Бойко А.П. Формально-логические основы классификации // Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.

5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984.

6. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.М., 1994.

7. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960.

8. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.

9. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Понятие”. М., 1986.

10. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

11. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Классическая логика” (“Исчисления высказываний и предикатов”). М., 1985.

12. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. КнигаI, II. М., 1994.

13. Войшвилло Е.К., Ивлев Ю.В. Логические аспекты философской аргументации // Вопр. философии. Вып. 6—7. Ереван, 1988.

14. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986.

15. Горский Д.П. Логика. М., 1963.

16. Горский Д.П. Определение. М., 1974.

17. Джини К. Логика в статистике.М., 1973.

18. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.

19. Костюк В.Н. Методология научного исследования. Одесса, 1976.

20. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.

21. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. Ростов-на-Дону,1991.

22. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

23. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

24. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.

25. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.

26. Петров Ю.А. Методологические проблемные ситуации в научном познании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1987. № 2.

27. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923.

28. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

29. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ.М., 1978.

30. Сборник упражнений по логике / Под ред. А.С.Клевчени и В.И.Бартона. Минск, 1981.

31. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

32. Сергеич П. Искусство речи на суде.М., 1988.

33. Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теория множеств. М., 1965.

34. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.

35. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1989.

36. Старченко А.А. Человек, имеющий убеждения // Молодой коммунист. 1975. № 9.

37. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.

38. Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. М., 1982.

39. Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике. М., 1967.

40. Формальная логика. Л., 1977.

41. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.М., 1983.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................…………… 2

Глава I. Предмет логики.............................................................…………… 7

§ 1. Особенности отражения мира посредством

абстрактного мышления..............................................………………. 7

§ 2. Формальная логика как наука......................................…………. 8

§ 3. Из истории логики........................................................…………. 11

Глава II. Логика и язык права...................................................…………….. 14

§ 1. Специфика языка права................................................………. … 14

§ 2. Язык как знаковая система...........................................………….. 16

§ 3. Имена..............................................................................………….. 18

§ 4. Язык логики высказываний...........................................…………. 25

Глава III. Логика и методология. Основные методологические принципы

логики.....................................................………………………………. 27

§ 1. Место логики в методологии научного познания.......…………. 27

§ 2. Основные методологические принципы диалектической

логики..............................................................………………………… 29

§ 3. Основные методологические принципы формальной

логики............................................................................………………. 31

Глава IV. Суждение, вопрос, норма..........................................……………. 38

А. Суждение................................................................................……………. 38

§ 1. Простые суждения.........................................................………… 38

§ 2. Сложные суждения........................................................………… 42

§ 3. Отношения между суждениями....................................………… 51

§ 4. Отрицание суждений.....................................................………… 54

В. Логическая характеристика вопросов...................................…………… 57

С. Норма......................................................................................…….……… 65

Глава V. Умозаключение............................................................…………… 68

А. Дедуктивные умозаключения................................................……………. 68

§ 1. Выводы логики высказываний......................................…………. 68

§ 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях между высказываниями, так и на внутренней структуре простых высказываний..........………………………………………………………….. 85

В. Индуктивные умозаключения..............................................……………… 97

§ 1. Обратная дедукция........................................................…………… 98

§ 2. Обобщающая индукция................................................…………… 99

§ 3. Методы установления причинных связей между

явлениями........………………………………………………………….. 109

§ 4. Умозаключения по аналогии.........................................…………… 112

§ 5. Индукция и дедукция как методы познания..............…………….. 117

Глава VI. Понятие.........................................................................…………….. 119

§ 1. Понятие как мысль особого вида. Логическая

форма понятия................................................................………………. 119

§ 2. Признаки предметов и их виды......................................………… 120

§ 3. Содержание и объем понятия.........................................………… 121

§ 4. Виды понятий..................................................................…………. 125

§ 5. Отношения между понятиями........................................…………. 128

§ 6. Обобщение и ограничение понятий................................………… 132

Глава VII. Определение и классификация................................……………... 137

§ 1. Определение и приемы, сходные с определением.......………….. 137

§ 2. Явные определения.........................................................………….. 142

§ 3. Неявные определения.....................................................………….. 144

§ 4. Правила определения. Ошибки в определениях..........………….. 145

§ 5. Деление и его виды........................................................…………… 150

§ 6. Правила деления. Ошибки, возможные при делении..………….. 153

§ 7. Классификация................................................................………….. 155

Глава VIII. Логические и методологические аспекты

аргументации и критики..........................................................………… 166

§ 1. Аргументация и доказательство......................................………… 166

§ 2. Критика и опровержение................................................…………. 171

§ 3. Стратегия и тактика аргументации и критики............…………... 172

§ 4. Правила аргументации и критики, доказательства

и опровержения..............................................................……………….. 180

Глава IX. Формы развития знания.............................................……………… 211

§ 1. Проблема.........................................................................…………… 211

§ 2. Гипотеза и следственная версия......................................... ……….. 213

§3. Теория..............................................................................……………. 222

§ 4. Управленческое решение................................................………….. 227

Глава X. Алгебра логики и ее применение в сфере

правопорядка..........................................................................………….. 242

§ 1. Понятие алгебры логики.................................................…………. 242

§ 2. Применение алгебры логики...........................................…………. 247

Заключение....................................................................................…………….. 256

Ответы и решения.........................................................................…………….. 257

Литература......................................................................................…………… 263

Учебно-методическое издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: