Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества.
В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка.
Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог.
Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XX в. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.
Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
Международное географическое разделение труда (МГРТ). Н. Н. Баранский, глубоко и всесторонне разработавший понятие о географическом разделении труда, назвал его основным понятием экономической географии.
Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям.
Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда.