double arrow

Содержание самостоятельной работы


Тема 1. Введение в стратегический менеджмент.

Сущность стратегического менеджмента, его основные этапы (стратегически анализ, стратегический выбор, реализация стратегии). Определение стратегии как комплексного понятия Г. Минцбергом («пять П») и А.Чандлером. Основные характеристики, преимущества и недостатки стратегии. Основные походы к разработке стратегии: главный стратегический подход, «делегирование полномочий», совместный, инициативный.

Эволюционные изменения моделей стратегического поведения компаний (четыре периода): реакционный стиль управления, модель «специального управления», планирование, стратегический менеджмент). Стратегический менеджмент как область научных знаний.

Формирование стратегического видения, миссии и целей организации. Определение целей организации (экономические, социальные, стратегические).

Разработка стратегии по уровню иерархии:

- корпоративная стратегия (понятие и содержание);

- деловая стратегия (понятие и содержание);

- функциональная стратегия (понятие и содержание);

-операционная стратегия (понятие и содержание).

Понятие заинтересованных лиц. Классификация заинтересованных лиц. Основные переменные, определяющих степень влияния заинтересованных лиц. Роль заинтересованных лиц (акционеры, менеджеры, служащие, поставщики, потребители, правительство, профсоюзы, организации по защите окружающей среды и др.) в формировании целей организации.




Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 1, 2 (разделы 1,2,3)

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 1, гл. 1.

3. Ситуации 1-4( определить миссию, видение и цели рассматриваемых организаций).

4.* Подготовить рефераты по теоретическим положениям одной из научных школ стратегического менеджмента:

А) школа дизайна;

Б) школа планирования;

В) школа позиционирования;

Г) школа предпринимательства;

Д) когнитивная школа;

Е) школа обучения;

Ж) школа власти,

З) школа культуры;

И) школа внешней среды;

К) школа конфигурации.

Литературный источник: Г.Минцберг, Б.Альстрэнд, Дж. Лэмпел Школы стратегий. – Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

*только для студентов дневной формы обучения

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.Существует ли разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом?

2.Существуют ли временные рамки стратегического планирования?

3.Почему необходимо осуществлять стратегическое планирование?

4.Зависит ли значимость стратегического менеджмента от размера организации?



5.Что такое «5 П» стратегии Минцберга?

6.В чем различия преднамеренной и спонтанной стратегии?

7.Каковы 3 компонента стратегии, описанной Чандлером?

8.Что такое программное заявление?

9.Кто такие заинтересованные лица?

На примере схемы «власть-интерес» (литературный источник 2) объясните, как определить наиболее влиятельное заинтересованное лицо?

Как называется стратегия деятельности в отношении отдельных районов и регионов?

Как называется стратегия деятельности подразделения внутри функционального отдела компании?

Как называется стратегия компании в целом и в отношении сфер ее деятельности?

Как называется стратегия в отношении транспортных перевозок продукции внутри определенного функционального направления компании?

Как называется стратегия действий по разработки рекламной кампаний внутри функционального направления компании?

Как называется стратегия в отношении усиления конкурентных позиций в существующих сферах деятельности компании?

В чем отличие стратегии организации от бизнес- стратегии? Могут ли они совпадать?

Какая информация необходима для правильной формулировки стратегии?

В чем состоит основное отличие долгосрочного экстрополятивного планирования от стратегического?

Что отличает стратегические решения от других типов решения?

Приведите примеры стратегических решений из практики Российских предприятий.

Каковы особенности управленческих задач высшего руководства организации?



Сколько бизнес – стратегий необходимо иметь корпорации?

Сколько видов функциональных стратегий необходимо иметь организации?

На кого возлагается ответственность за формирование и реализацию функциональной стратегии?

Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию или на отдельные виды ее деятельности?

Могут ли совпадать корпоративная стратегия организации и стратегия диверсифицированной компании?

Кто разрабатывает и несет ответственность за реализацию корпоративной стратегии организации?

Стратегия какого организационного уровня направлена на достижение и укрепление конкурентоспособности определенного вида бизнеса?

Стратегия какого организационного уровня является наиболее конкретной?

Главную ответственность операционных стратегий несут руководители высшего или среднего звена?

В каких случаях уместно использовать позиционную стратегию?

Сколько уровней стратегических решений можно выделить на многопрофильных предприятиях?

Как зависит уровень принятия решения (стратегический или оперативный) от временной шкалы, в рамках которой осуществляется менеджмент организации?

Является ли владелец ресторана, куда служащие организации наведываются после рабочего дня, заинтересованным лицом в развитие данной организации?

Является ли местные органы заинтересованными лицами в отношении развития ритейлорской сети «Пятерочка» в данном регионе?

Что определяет власть заинтересованного лица?

Чем определяется интерес заинтересованного лица?

От чего будет зависеть фактическое влияние заинтересованного лица?

Какое заинтересованное лицо - акционеры или местные орган власти – будет наиболее влиятельным в вопросе определения целей организации?

Какие заинтересованные лица могут, вероятнее всего, оказаться в потенциальном конфликте друг с другом, если речь идет об определении стратегических организаций?

Какие моменты должны быть отражены в миссии организации?

Назовите основные характеристики целей организации?

Назовите отличие экономических целей от целей, связанных с конкурентным преимуществом.

Чем отличается видение от миссии организации?

Какое значение имеет для организации формулирование миссии?

В чем заключается управленческая ценность правильно сформулированной миссии организации?

Какие факторы учитываются при разработке миссии организации?

Какие существуют подходы к классификации целей организации?

Какова роль стратегических и финансовых целей в деятельности организации?

Что такое «цель» и «альтернатива»?

Каким критериям должны отвечать цели организации?

Какие существуют подходы к классификации стратегий?

Что в себя включает процесс разработки стратегии?

Сформулируйте понятие «стратегический потенциал».

Тема 2. Анализ внутренней среды

Цели стратегического анализа внутренней среды. Основные факторы, определяющие деятельность организации (ресурсы, компетенции, виды деятельности).

Материальные и нематериальные ресурсы. Анализ ресурсов: по категориям (человеческие, финансовые, производственно-технологические, информационные, коммуникационные, материальные) по специфичности, по результату.

Понятие компетенций. Стержневые компетенции (отличительные особенности) как основа конкурентного преимущества организации.

Цель анализа видов деятельности в цепочке ценностей М.Портера. Два способа увеличения ценности продукта. Понятие цепочки ценностей и ее составляющие.

Значение человеческих ресурсов. Аудит человеческих ресурсов. Понятие культуры организации. Факторы, влияющие на формирование культуры организации. Классификация типов культур.

Способы определения рынков. Сегментация рынка. Определение продукта.

Пятиуровневая модель продукта Котлера. Классификация продуктов по Копеленду. Жизненный цикл продукта. Теория продуктового портфеля.

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 4;

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 2, гл. 2; гл. 3,4,5

3. Р.Каплан, Д. Нортон Сбалансированная система показателей – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004г., гл. 2

4. Р.Каплан, Д. Нортон Стратегические карты – М.: ЗаАО «Олимп-Бизнес», 2005г., гл. 2

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1. Каковы основные цели внутреннего анализа?

2. Объясните взаимосвязь между понятиями: «ресурсы», «компетенции», «стержневые компетенции»

3. Что подразумевается под ресурсами организации?

4. Какие ресурсы относятся к нематериальным?

5. В каких случаях появляются «стержневые компетенции»?

6.Установите общие компетенции, свойственные для предприятий пивоваренной промышленности, для предприятий гостиничного бизнеса, для предприятий ресторанного бизнеса.

7.Установите стержневые компетенции для кондитерской фабрики А.Коркунов и для ресторанов сети Макдональдс.

8. Что такое осязаемые и неосязаемые ресурсы организации?

9. Назовите отличия компетенций от стержневых компетенций.

10.Обладают ли стержневыми компетенциями компании, результат деятельности которых средний или ниже среднего?.

11.Как основные виды деятельности соотносятся со стержневыми компетенциями?

12. Все ли конкуренты на отраслевом рынке обладают стержневыми компетенциями?

13. Конкуренты на рынке одной отрасли обладают одинаковыми компетенциями или разными?

14. Нематериальные ресурсы производятся в рамках организации или поступают из внешних источников?

15. Материальные ресурсы производятся в рамках организации или поступают из внешних источников?

16.Могут ли являться стержневой компетенцией организации отношения с поставщиками ресурсов?

17. Чем отличаются специфичные ресурсы от неспецифичных?

18. К какому виду ресурсов относится компьютерная программа - система бронирования авиабилетов - к специфичному или неспецифичному?

19.Неспецифичные ресурсы (имеющие широкое применение) являются основой для компетенций или стержневых компетенций?

20.Стержневые компетенции присущи всем организациям отрасли или только одной?

21.Что в большей степени способствует повышению ценности продукта (или услуги) компетенция или стержневая компетенция?

22.Основой конкурентного преимущества является компетенция или стержневая компетенция?

23.Можно ли рассматривать стержневые компетенции как постоянный фактор?

24.Как долго компания может сохранять те или иные стержневые компетенции?

25.Каковв цель анализа цепочки ценностей?

26.Какими способами можно увеличить ценность продукта?

27.Как определяется добавленная стоимость товара или услуги?

28. Как влияет наличие стержневых компетенций на величину добавленной стоимости товара или услуги?

29. Как М.Портер в 1985г. назвал ряд последовательных действий деятельности организации?

30 На какие виды М Портер подразделял деятельность внутри цепочки ценностей?

31.Какие виды деятельности непосредственно добавляют стоимость к конечному продукту?

32.Какие виды деятельности способствуют эффективному выполнению основных видов деятельности?

33.Прием и хранение сырья и готовой продукции на пищевом предприятии относятся к основной или к вспомогательной деятельности?

34.Вид деятельности, связанный с закупкой сырья и материалов, является основным или вспомогательным для пищевого предприятия?

35.Вид деятельности, связанный с продвижением товара на рынок, является основным или вспомогательным?

36.Вид деятельности, связанный с сервисным обслуживанием, реализуемой бытовой техники, для торговой организации является основным или вспомогательным?

37.Деятельность, связанная с оказанием юридических услуг на промышленном предприятии, является основной или вспомогательной?

38. Деятельность, связанная с оказанием юридических услуг в нотариальной конторе, является основной или вспомогательной?

39.Что такое ценностная система?

40.Какие элементы ценностной цепочки сети ресторанов Макдональдс являются самыми важными для достижения конкурентного преимущества?

41.Какая взаимосвязь существует между основными видами деятельности и стержневыми компетенциями?

42.Какой анализ является наиболее важным: внутренний или внешний?

43.Почему человеческие ресурсы важны для организации?

44.Какова цель аудита человеческих ресурсов?

45.Как определить дефицит человеческих ресурсов?

46.Каково содержание аудита человеческих ресурсов?

47.Что означает понятие «бенчмаркинг человеческих ресурсов»?

48.Что такое организационная культура?

49.Почему культура важна для организации?

50.Какие факторы влияют на формирование организационной культуры?

51.Что такое культурная сеть, какие элементы она включает?

52.Что означает термин «парадигма»?

53.Чем обусловлен тот факт, что при решении одной и той же проблемы люди различных национальностей придут к различным результатам и выводам?

54.Что означает термин «дистанция власти»?

55.Что такое рынок?

56.В чем состоят различия между рынком и отраслью?

57.Что такое рыночная доля и в чем она измеряется?

58. Какие существуют способы определения рынка?

59.В чем заключается недостаток определения рынка, основанного на продукте?

60.В чем заключается преимущество определения рынка, основанного на продукте?

61.В чем заключается преимущество определения рынка, основанного на идентификации покупателя?

62. В чем заключается недостаток определения рынка, основанного на идентификации покупателя?

63.При использовании подхода к определению рынка, основанного на продукте, субконтрактным компаниям целесообразно передавать часть маркетинговых операций или производственных?

64.Что такое рыночный сегмент?

65.Какие подходы используются при проведении маркетинговых исследований рыночных сегментов?

66.Какие критерии используются для установления рыночных сегментов?

67.По каким принципам осуществляется сегментация?

68.Продукт - это товар или услуга?

69.Может ли продукт быть одновременно и товаром и услугой?

70.Как сгруппированы выгоды и характеристики продукта в модели Котлера?

71.Какая система классификации продуктов является в настоящее время наиболее популярной?

72. Какие типы продуктов выделил в своей классификации Копеленд?

73.Каковы стадии жизненного цикла товара?

74. В чем состоит эффект кривой обучения\опыта?

Тема 3. Стратегический анализ внешней среды

Анализ макросреды.

Понятие макросреды. Преимущества и недостатки анализа макросреды. Этапы анализа макросреды. Основные факторы макросреды: социально-демографические (социальная культура, демография, социальная структура), технологические, экономические (денежно-финансовая политика, доходы, уровень жизни, обменные курсы и т.д.), политические (правительственные, правовые, нормативные).

Анализ микросреды (конкурентного окружения).

Понятие отрасли и рынка. Модели отраслевого анализа: модель пяти сил конкуренции М.Портера, модель сфер деятельности конкуренции и сотрудничества, ресурсный анализ. Преимущества и недостатки модели 5 сил конкуренции М. Портера . Преимущества ресурсного анализа. Анализ движущих сил отрасли. Анализ стратегических групп и конкурентов. Ключевые факторы успеха. SWOT – анализ.

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 2 (раздел 4), гл. 3;

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 3, гл. 6; гл.7.

3. Ситуации 1-6 ( определить степень влияния факторов внешней среды на организацию).

Вопросы для усвоения полученных знаний:

Что означает термин «макросреда»?

Что такое СТЭП - анализ?

3.Что такое демография и почему она важна для макроэкономического анализа?

С какой целью проводится анализ внешней среды?

Является ли анализ макросреды объективным?

Как влияет на объективность анализа макросреды ее неопределенность и турбулентность?

Что включает в себя анализ социодемографического воздействия?

Как соотносятся друг с другом организация, микросреда и макросреда?

В чем различие между отраслью и рынком?

Какова цель отраслевого анализа?

Какие факторы определяют уровень конкуренции внутри отрасли?

Каковы недостатки 5 -факторной модели М.Портера?

Какие товары относятся к прямым заменителям, а какие к косвенным?

Какие факторы влияют на степень угрозы появления товаров (услуг)-заменителей?

Что такое входные барьеры в отрасль?

Какие факторы определяют степень воздействия поставщиков?

Какие факторы определяют степень воздействия покупателей?

Какие факторы влияют на уровень конкуренции в отрасли?

В чем состоит эффект от масштаба производства?

Что такое стратегические группы?

Что такое движущие силы в отрасли?

С какой целью составляются карты стратегических групп?

Что в себя включает SWOT-анализ?

Что относится к сильным сторонам организации и что к рыночным возможностям?

Что относится к слабым сторонам организации и что к угрозам?

Как можно оценить взаимозависимость факторов внешней и внутренней среды организации в процессе SWOT-анализа?

Какие тенденции развития российского рынка можно рассматривать как возможности, а какие как угрозы?

Как изменения макросреды могут влиять на организацию через заинтересованные группы в микросреде? Приведите примеры из практики.

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей являются крупные капиталовложения?

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей являются патенты?

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей является высокая квалификация персонала?

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей является низкие затраты на производство продукции?

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей является доступ к каналам сбыта?

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей является приверженность потребителей к определенным маркам?

В каких отраслях барьерами входа в отрасль для новых производителей являются действия правительственных органов?

В каких отраслях инновации являются основной движущей силой?

В каких отраслях изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни становится основной движущей силой?

В каких отраслях возрастающая глобализация становится основной движущей силой?

Что включает в себя ресурсная модель отраслевого анализа?

Что такое ресурсный рынок?

Каковы преимущества ресурсной модели отраслевого анализа?

Какие стратегические группы можно выделить на российском рынке финансовых услуг, кондитерских изделий , косметических товаров, мебели, гостиничных услуг?

В чем различие между конкуренцией и сотрудничеством?

Могут ли компании в отрасли сотрудничать между собой ?

Что такое ключевые факторы успеха?

Каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих автомобили, детское питание, пиво, обувь?

Что, по вашему мнению, является ключевыми факторами успеха в гостиничном бизнесе?

Тема 4 . Определение стратегических вариантов

Виды стратегических решений:

- решения, связанные с выбором продуктов и рынков: категории продуктов, категории рынков, характеристика продуктов, продуктовый и рыночный портфели, жизненный цикл продуктов;

-связанные с выбором конкурентных стратегий

- связанные с изменением размеров организации: внутренний рост, внешний рост; понятие стратегических альянсов и их виды, разукрупнение компаний, понятие аутсорсинга.

Критерии стратегического выбора: критерий соответствия, технико-экономической обоснованности, приемлемости, конкурентного преимущества.

Базовые конкурентные стратегии М.Портера: лидерство по издержкам, дифференциации, сфокусированные.

Пути сохранения конкурентных преимуществ. Виды конкурентных стратегий в зависимости от ситуаций в отрасли: стратегий для конкуренции в новых и быстро растущих отраслях, стратегия для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости и спада стратегия для конкуренции в раздробленных отраслях.

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 5, 6

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 3 гл. 8 ;часть 4, гл. , 9,11.

3.Ситуации 1-6 (определить виды используемых стратегий).

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.Когда стратегическая оценка и выбор совпадают со стратегическим процессом?

2.Какие виды решений являются привилегией высшего звена управления при выборе стратегического варианта развития организации?

3.Какие критерии применяются при выборе стратегического варианта?

4.Что означает термин «конкурентное преимущество»?

5.Конкурентные преимущества являются основой деловой или функциональной стратегии?

6.Какая информация необходима для определения конкурентных преимуществ организации?

7.Какие три направления достижения конкурентных преимуществ определил М.Портер?

8.При каких условиях организация выбирает стратегию лидерства по издержкам?

9.На что должно быть направлено внимание менеджеров среднего звена в случае выбора организацией стратегии лидерства по издержкам?

10.Каковы пути достижения преимуществ по издержкам?

11.Как можно повысить эффективность управления издержками в организации?

12.Каковы пути совершенствования цепочки ценностей?

13.В чем заключается риск стратегии лидерства по издержкам?

14.В чем состоит сущность стратегии дифференциации?

15.Всегда ли возможна дифференциация продукции?

16.Какие товары можно отнести к недифференцированным?

17.На какие виды подразделяется дифференциация?

18.В чем заключается риск стратегии дифференциации?

19.При каких условиях организация выбирает стратегию дифференциации?

20. В чем состоит сущность стратегии фокусирования?

21. При каких условиях становятся привлекательными стратегии фокусирования?

22.В чем заключается риск стратегии фокусирования?

23. Какие наступательные действия (стратегии) можно предпринять для сохранения конкурентных преимуществ?

24. Какие оборонительные действия ( стратегии) можно предпринять

для сохранения конкурентных преимуществ?

25.Какие отрасли можно отнести к «быстрорастущим»?

26. За счет чего достигается успех в быстрорастущих отраслях?

27. Какие отрасли можно отнести к «зрелым»?

28.Какими средствами могут защитить свои позиции на рынке инновационные предприятия?

29. Каковы возможные причины отраслевого спада?

30. Какие действия следует предпринять предприятию в условиях спада производства?

31. Что является главной отличительной чертой раздробленной отрасли?

32.Какие отрасли можно отнести к «раздробленным»?

33.Что понимается под внутренним и внешним ростом организации? В чем разница между ними?

34.Почему организации отдают предпочтение внешнему росту, а не внутреннему?

35.Что является преимуществом внутреннего роста?

36. Что является недостатком внутреннего роста?

37. Какими способами осуществляется внешний рост?

40.В чем отличие слияния от поглощения?

41.Каковы причины неудач слияний и поглощений?

42.Каковы причины для выбора стратегии внешнего роста?

43.Какие методы интеграции используются при внешнем росте?

44.Что является главной целью интеграции?

45.В чем сущность синергизма?

46.Какие меры необходимо предпринять, чтобы увеличить от слияния и поглощения?

47.Что такое стратегический альянс и чем он отличается от слияния?

48.Почему организации вступают в стратегические альянсы?

49.Каковы причины неудач альянсов?

50.Что такое разукрупнение?

51.В каких случаях целесообразно разукрупнение?

52.Что такое аутсорсинг?

Тема5.Многонациональные и глобальные стратегии.

Формы международной конкуренции. Факторы, способствующие глобализации: рыночные (маркетинговые), затратные, государственные, конкурентные. Методы вхождения организации на международный рынок: внутренние (прямой экспорт, зарубежное производство или сборка), внешние (международные альянсы и совместные предприятия, слияние и поглощение, франчайзинг и лицензирование).

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 6.

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 4, гл. 13.

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.Что означает термин «глобализация»?

2.В чем разница между глобализацией и интернационализацией?

3.Какие факторы способствуют глобализации (схема Иппа)?

4.Каковы основные причины выхода фирм на мировой рынок?

5.В чем состоят различия рынка одной страны от другой?

6.В каких формах осуществляется международная конкуренция?

7.Существует ли взаимосвязь между понятиями « международный рынок» и « многонациональная конкуренция»?

8. В каких отраслях имеет место только многонациональная конкуренция?

9. Могут ли в одной и той же отрасли быть сегменты, характеризующиеся глобальной и национальной конкуренцией?

10.С помощью каких методов организация может осуществить выход на международный рынок?

11.В чем отличие внутренних методов выхода организации на международный рынок от внешних?

12.В чем состоит преимущество и риск использования внутренних методов выхода на международный рынок?

13.В чем состоит преимущество использования внешних методов выхода на международный рынок?

14.Чем отличается международный франчайзинг от лицензирования?

Тема 6. Корпоративные стратегии диверсификации.

Стратегия диверсификации в родственные и в неродственные отрасли. Критерии для оценки диверсификации. Стратегии продажи и ликвидации бизнеса. Корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля. Стратегия транснациональной диверсификации.

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 7.

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 3 гл.8.

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.В чем сущность диверсификации?

2. В чем отличие вертикальной интеграции от диверсификации?

3. В чем отличие родственной диверсификации от неродственной?

4.Какие критерии используются для оценки диверсификации?

5.Какова цель диверсификации?

6.В чем положительные стороны диверсификации?

7. В чем состоит риск использования стратегии диверсификации?

8. В чем заключается деятельность диверсифицированной компании?

9. Какие существуют типы корпоративных диверсификационных стратегий?

10.Как компания может использовать диверсификацию для создания или усиления конкурентного преимущества каждого структурного подразделения?

11.Какие процедуры существуют для оценки стратегической привлекательности хозяйственного портфеля диверсифицированной компании?

12.На каком этапе существования компании диверсификация становится стратегическим приоритетом?

13.В какой последовательности компания осуществляет географическую экспансию рынка?

14.При каких условиях географическая экспансия может быть приостановлена?

15.При каком условии компания не испытывает необходимости проводить диверсификацию?

16.При каких условиях руководство компании может поставить вопрос о свертывании тех видов деятельности, которые больше не являются привлекательными?

17.Какие преимущества дает концентрация в одной области (полностью или с небольшой долей диверсификации?

18. В чем заключается риск для компании в случае концентрации на единственном виде деятельности?

19.Когда узкоспециализированные компании обращают внимание на диверсификацию?

20.При каких условиях создается доходность акции в случае диверсификации родственных компаний?

21.Какие пути существуют для реализации решения о проведении диверсификации?

22.В каких формах осуществляется вхождение компании в новую для нее отрасль?

23.Какие препятствия существуют при внедрении компании в новую отрасль?

24.В каких типах ситуаций создание совместных предприятий может дать полезный эффект?

25.По каким вопросам могут возникать конфликты между иностранными и национальными партнерами?

26. Что влияет на выбор компании при решении вопроса о диверсификации в родственную или новую для нее отрасль?

27В чем проявляются связи, основанные на стратегическом соответствии компании осуществившей родственную диверсификацию?

28.Какие пути являются наиболее распространенными при диверсификации в родственную отрасль?

29.В чем заключается привлекательность стратегии диверсификации в родственные отрасли?

30. За счет чего достигается экономия от управления широкомасштабным производством с большим ассортиментом?

31.В чем заключается сущность стратегического соответствия?

32.В чем заключается эффект от использования преимуществ стратегического соответствия?

33.Что является основным положением непрофильной диверсификации?

34.По каким критериям оценивается выбор компании – кандидата при диверсификации в неродственные отрасли?

35.Какие типы компаний при осуществлении неродственной диверсификации дают возможности для получения быстрой финансовой отдачи за счет своего особого положения?

36.Какая стратегия повышает стабильность акций при осуществлении компанией непрофильной диверсификации?

37.В чем заключается привлекательность диверсификации в несвязанные отрасли?

38.В чем заключаются два основных недостатка диверсификации в неродственные отрасли?

39.При каких условиях руководство компании осуществившей неродственную диверсификацию может добиться увеличения рыночной цены акции компании?

40. При каких условиях возникает вопрос о продаже того или иного предприятия?

41.Что является отличительной чертой стратегии транснациональной диверсификации?

42.Почему диверсификация может стать причиной отрицательного эффекта масштаба производства?

43.Какая диверсификация, родственная или неродственная несет в себе больший риск?

Тема 7.Методы анализа, используемые при стратегическом выборе.

Анализ разрыва, анализ динамики издержек и кривая опыта, анализ динамики рынка, матрица развития продукта-рынка Ансоффа. Матрица БКГ. Многофакторная матрица «Мак-Кинси».

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 8.

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 2 гл.5; часть 3 гл.8.

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.С помощью какой модели определяются потенциальные сферы применения стержневых компетенций и генерических (родовых) стратегий?

2.Для чего предназначен портфельный анализ?

3.В чем на Ваш взгляд заключаются трудности проведения портфельного анализа на российских предприятиях?

4.Объясните значение термина «отличительная способность?

5.Какие факторы определяют стратегическое направление компании, и каковы способы ее развития?

6.При каких условиях возникает степень риска, если компания осуществляет стратегическое развитие?

7. С какой целью применяются методы портфельного анализа деятельности компании?

8.Что является теоретической базой портфельного анализа?

9.Какова роль двухмерных матриц при проведении портфельного анализа?

10.Для решения каких проблем предназначен портфельный анализ?

11.Что является главными достоинствами портфельного анализа?

12.По какой схеме осуществляется процесс портфельного анализа?

13. В чем заключается главный недостаток портфельного анализа?

14. По каким критериям оцениваются различные виды бизнеса в любой портфельной матрице?

15.Какая модель лежит в основе Бостонской матрице?

14.Какие гипотезы заложены в основе матрицы БКГ?

15.Какие выводы можно сделать на основе анализа матрицы БКГ?

16.По каким направлениям деятельности компании портфельный анализ оказывает положительный эффект?

17.В чем заключается основная критика подхода БКГ?

18.Какие два критерия использованы Бостонской консультативной группой при модификации своей матрицы?

19.В чем, на Ваш взгляд, сходство и различие портфельных матриц разных консультационных фирм?

20.Чо означает термин «стратегическая бизнес-единица» (СБЕ или SBU)?

21.Что означает термин «стратегическая зона хозяйствования?

22..Какие выводы позволяет сделать жизненного цикла отрасли?

23.Какие параметры сопоставляются в матрице БКГ?

24.Каким образом можно оценить положение каждого из направлений деятельности, входящих в портфель компании, в соответствии с их положением в квадратах матрицы БКГ, а также положение компании по отношению к конкуренту?

25Каких стратегий следует придерживаться компании в зависимости от того , в какой квадрат матрицы БКГ попала конкретная СЗХ( стратегическая зона хозяйствования)?

26.В чем заключается сущность модели оценки конкурентных позиций «Дженерал-Электрик – МакКинзи»?

27.Какие параметры сопоставляются в матрице «Дженерал-Электрик – МакКинзи?

28.Как оценить привлекательность отрасли?

29. По каким критериям оценивается долгосрочная отраслевая привлекательность?

30.По каким критериям оценивается конкурентный статус компании (сила)?

31.В чем состоит сущность методики оценки привлекательности отрасли и конкурентного статуса компании И.Ансоффа?

32.С какой целью осуществляется сбалансирование стратегических зон хозяйствования в компании?

Тема 8. Реализация стратегии

Реализация стратегии и стратегический процесс. Соответствие стратегии ресурсам организации. Соответствие культуры организации выбранной стратегии. Классификация типов культур, понятие корпоративной культуры, ее соответствие стратегии. Соответствие структуры организации выбранной стратегии. Роль руководства в реализации стратегии. Роль персонала в реализации стратегии. Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии. Контроль за реализацией стратегии.

Инструмент реализации стратегии - система сбалансированных показателей .Понятие стратегических карт. Основные перспективы (направления) системы сбалансированных показателей: финансовая, клиентская, бизнес-процессы, обучение, развитие.

Самостоятельная работа - изучить:

1. Зайцев Л.Г. Соколова М.И. Стратегический менеджмент:Учебник.- М.:Экономистъ,2004, раздел П гл.6.

2. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Стратегический менеджмент.искуство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под. Ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой.– М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., глава (раздел 4), глава 3;

3.Кэмпбел Д., Стоунхаус Д., БХьюстон Б. Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО «Издательства Проспект», 2003г. часть 3, главы 6,7

4.Ситуации 4-6 ( определить стратегические цели по четырем перспективам).

Вопросы для усвоения полученных знаний

1.Что понимается под реализацией стратегии?

2.Что такое аудит ресурсов?

3.Что необходимо для успешной реализации стратегии?

4.В чем заключается деятельность высшего руководства компании по организации выполнения стратегии?

5.Какова роль организационной структуры компании в организации выполнения стратегии?

6.Какова роль персонала в деятельности организаций в современных условиях?

7.Какие факторы повлияли на изменение роли персонала в современных условиях?

8.Как обеспечить эффективную работу каждого сотрудника по реализации стратегии?

9.Какие принципы лежат в основе построения эффективной системы мотивации персонала?

10.Какова роль лидерства в реализации стратегии?

11.Какие существуют подходы к изучению лидерства?

12.Какие стили лидерства в зависимости от ситуации определили П.Херши и К.Бланшард ?

13.Что является причиной возникновения сопротивления изменениям в процессе реализации стратегии?

14.Что понимается под функциональным и дисфункциональным поведением сотрудников?

15.Что необходимо учитывать при разработке подхода к управлению изменениями в отношении персонала?

16.Какие аспекты способствуют минимизации фактора риска при внедрении изменений?

17.С помощью каких способов можно оценить готовность организации к изменениям ?

18. Какие этапы включает процесс управления изменениями?

19.Какие существуют методы управления сопротивлением?

20.Какова роль стратегического контроля в деятельности организации?

21.Какие основные этапы включает в себя система стратегического контроля?

22.По каким показателям проводится оценка реализации стратегии?

23.Какие существуют подходы к построению систем измерения и отслеживания состояния параметров контроля?

24.Каким требованиям должен отвечать эффективный контроль?

25.Менеджеры какого уровня осуществляют функцию контроля?

26.Каким требованиям должна отвечать информация, поступающая из системы контроля за реализацией стратегии?







Сейчас читают про: