II. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  № Содержание Кол-во часов. Семестр
  Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как области научных знаний» и их обсуждение. 1,0 3,0  
  Формулирование миссии и целей организации 3,0  
  Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды 5,0  
4. Тестирование (промежуточный контроль) 1,5  
5. Стратегический выбор. Определение стратегических вариантов. Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора. Виды стратегий. 3,0  
6. Матричный анализ хозяйственного портфеля компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) 3,0  
  Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт. 3,0  
  Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт 3,0  
9. Тестирование (итоговый контроль) 1,5  
  Итого 24,0  

План и содержание практически занятий для студентов дневной формы обучения

План и содержание практически занятий для студентов заочной формы обучения.

  № Содержание Кол-во часов. Курс
  Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». 0,5  
  Формулирование миссии и целей организации. 0,5  
  Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды 1,5  
  Стратегический выбор Определение стратегических вариантов Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора Виды стратегии 1,5  
  Матричный анализ хозяйственного портфеля компании    
  Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт 3,0  
  Итого 8,0  

Занятие №1 (продолжительность 4 часа)

1.Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента» (1 час).

2.Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как область научных знаний» и их обсуждение (3 часа).

При изложении подготовленного материала необходимо дать краткую характеристику той или иной школы в следующей последовательности:

-основоположники;

-отрасли знаний, ставшие источниками основных работ основоположников школы;

-сторонники школы (типы людей, разделяющие позиции школы);

- ключевые понятия, присущие той или иной школе (соответствие, формализация, анализ, предвидение, фреймы, обучение, овладение, объединение, преодоление, интеграция);

-девиз школы;

-определение стратегии;

-роль руководства в разработке стратегии;

-описание стратегического процесса (основа процесса, основные действующие силы, характер и темпы изменений стратегий, отношение к организации и внешней среде, наиболее подходящие ситуации и стадии применения).

При обсуждении рефератов следует:

-обратить внимание на то, что каждая из десяти школ сугубо индивидуально рассматривает процесс разработки стратегии;

- объяснить причину появления такого количества школ;

- объяснить какие из десяти школ теоретические положения являются наиболее приемлемыми с практической точки зрения.

- рассмотреть проблемы использования стратегического менеджмента в современных условиях.

Занятие № 2 (продолжительность 3 часа).

1.На занятиях следует уделить внимание содержанию понятия «миссия» организации и определить, как наличие или отсутствие сформулированной миссии влияет на деятельность компании. Используя электронный учебник «Стратегический менеджмент» (серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие» раздел «Место стратегии в управлении предприятием) необходимо проанализировать миссии представленных организаций и попытаться самостоятельно определить миссию какой-либо организации.

2. Обсуждение и анализ миссии, видения и целей организаций по ситуационным задачам 1-4.

Занятие № 3 (продолжительность 5 часа).

1.На занятиях необходимо уделить внимание факторам формирования внешней среды организации, а также факторам внутренней среды организации, определяющих ее конкурентные позиции (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент»,серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие»,раздел «Стратегический анализ»).

2.Проведение анализа влияния вышеназванных факторов на конкретных ситуациях, которые студенты должны были изучить в процессе самостоятельной работы. (ситуации 1-4,6).

3.Просмотр и обсуждение видеокурса по теме «Разработка стратегии развития. Эффективное управление российскими компаниями». Видеокурс позволяет:

- повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и задействования визуального канала восприятия;

-получить комплексное представление о проблемах российский предприятий и действенных методах решения практических задач;

-овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного управления деятельностью предприятия;

-разнообразить учебный процесс, сделать его более наглядным и доступным;

-повысить эмоциональную вовлеченность участников обучения, снять психологические барьеры, упростить понимание и запоминаемость материала студентами.

Занятие № 4 (продолжительность 1,5 часа).

Проведение промежуточного контроля знаний по темам: «Введение в стратегический менеджмент» и «Анализ внутренней и внешней среды организации (см. вопросы по темам в разделе самостоятельная работа).

Занятие 5 (продолжительность 3 часа).

1.При подготовке к занятиям студенты должны ознакомиться с

методикой составления стратегических карт, выбрать отрасль, определить список характеристик, отличающих организации отрасли друг от друга; отобрать две характеристики, отвечающие определенным требованиям и нанести организации на карту с двумя переменными. В результате анализа стратегической карты студенты должны оценить положение на рынке конкурирующих организаций и тенденции конкурентной борьбы.

2. Оценка конкурентной силы компании. Для этого необходимо выбрать ключевые факторы успеха в конкретной отрасли (6-10 показателей), определить вес каждого показателя, оценить организацию и ее конкурентов по каждому показателю и рассчитать взвешенную общую оценку по организации и ее конкурентам.

Занятие № 6 (продолжительность 3 часа).

При подготовке к данному занятию студентам необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по данной теме и получить четкое представление о методах портфельного анализа. В процессе решения конкретной ситуационной задачи следует отработать навыки использования матричного анализа хозяйственного портфеля для оценки текущей и будущей конкурентной позиции компании, разработки мер по стабилизации и улучшению конкурентной позиции.

(см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие)

Занятие № 7 (продолжительность 3 часа).

Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие).

Занятие № 8 (продолжительность 3 часа).

Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегической карты на примере авиакомпании Х.

Основные этапы.

1. Определение миссии авиакомпании - «Мы безопасная и надежная компания для деловых людей».

2. Определение видения - «Мы хотим во всех отношениях быть профессиональной организацией, такой, которую потребители предпочтут всем другим, отправляясь в деловую поездку в любой из регионов, где мы работаем. Мы хотим достичь этого с помощью:

-достижения превосходных финансовых результатов и роста прибыльности, а также успешного выведения на рынок инновационных товаров и услуг;

-предоставления нашим потребителям высококачественных услуг и создания имиджа, способствующего занятию ведущей позиции на мировом рынке авиаперевозок для деловых людей;

-соблюдения лучшего, чем у конкурентов, графиков вылета и посадки самолетов, создания вдохновляющей рабочей обстановки, стимулирующей командный дух, открытое общение и процессное мышление;

-непрерывного развития нашего человеческого потенциала, конкурентоспособных навыков и способностей.

Для того, чтобы быть самой безопасной и надежной авиакомпанией для деловых людей, все в нашей организации будет подчинено задаче достижения максимально высоких результатов с помощью мотивированных и заботливых сотрудников».

3. Определение ключевых факторов успеха:

- высокие финансовые результаты и рост прибыльности;

- ведущая позиция на мировом рынке;

- первая компания, о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку;

- высококачественные услуги;

- имидж;

- безопасность и надежность;

-своевременный вылет и прибытие самолетов;

- командный дух;

- система мотивации сотрудников;

- успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг;

-непрерывное развитие человеческого потенциала;

- конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников;

- открытые коммуникации;

- процессное мышление.

4.Определение стратегических целей для каждого ключевого фактора успеха.

Ключевой фактор успеха Стратегическая цель
Высокие финансовые результаты и рост прибыльности Максимизация акционерной стоимости; -повышение доходов; -повышение притока денежных средств.
Ведущая позиция на мировом рынке Увеличение доли рынка; -присутствие на мировом рынке; -дальнейшее проникновение на мировой рынок пассажирских авиаперевозок для деловых людей.
Первая компания о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку Высокая степень удовлетворенности потребителей качеством продукции,услуг и уровнем подготовки сотрудников.
Высококачественные услуги Большая степень доверия со стороны потребителей к предоставляемым услугам.
Имидж Поддержание устойчивого имиджа безопасной и надежной авиакомпании.
Безопасность и надежность Оптимальная безопасность и надежность.
Своевременный вылет и прибытие самолетов Сокращение числа задержек вылетов и посадок.
Командный дух Менеджеры, выполняющие роль коучей; -эффективная командная работа.
Система мотивации сотрудников; Повышение степени удовлетворенности сотрудников.
Успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг Новые разработки в сфере продукции и услуг.
Непрерывное развитие человеческого потенциала Повышение производительности труда.
Конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников Повышение компетентности менеджеров; -совершенствование навыков продаж персонала сферы маркетинга; -совершенствование возможностей доступа к стратегической информации; -организационная культура, ориентированная на запросы потребителя.
Открытые коммуникации Открытость и честность при обмене информацией.
Процессное мышление Активное участие в работе команды по совершенствованию каждого из ее участников.

5.Построение стратегической карты.

6.Разработка показателей результативности для каждой стратегической цели. Для каждой стратегической цели разрабатывается 2-3 показателя. Показатель результативности представляет собой единицу измерения, связанную с ключевым фактором успеха и стратегической целью. Это стандарт, позволяющий количественно оценить степень достижения стратегической цели.

7.Выбор стратегий, направленных на совершенствование деятельности организации (сокращение, снижение издержек, дифференциация. увеличение скорости бизнес-процессов и др.)

Занятие № 9 (продолжительность 1,5 часа).

Тестирование (итоговый контроль)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: