double arrow

Изменение понятия истины от Аристотеля до современности (сам. раб.)

Гносеология Платона. «Истина» и «мнение». Познание как воспоминание души. Иерархия душ, идея их переселения. Образ «пещеры». Чувственное и рациональное в познании. Платоновский тип мышления. Теория познания Аристотеля: от чувств к разуму. План достижения истины и определение истины. Система категорий. Аристотелевский тип мышления. Первые принципы теоретического знания. Учение об истине в послеаристотелевской философии. Аристотель и Платон в гносеологических теориях средневековой философии. «Две линии» в отношениях веры и знания. Философская схоластика и ее роль в развитии теории познания. Дунс Скотт, И. Эриугена. Теория «двойственной истины». Аверроэс, Сигер Брабантский.

Основные понятия: гносеология, чувственное и рациональное, опыт, метод познания, система категорий, «двойственная истина», вера и знание, истина корреспонденции

Тема 8. Теории общества и государства в античной философии (Платон и Аристотель)

Учение Платона об обществе и государстве. Формы государства: отрицательные и положительные типы государственного устройства. Соотношение социальной структуры, моральных качеств и положения граждан в государстве. Социальный смысл утопии Платона. Практические попытки построения платоновского государства. Последователи Платона в истории социальной философии. Критика платонизма.

Учение Аристотеля об обществе и государстве. Сущность государства - полиса, формы государственного устройства. Структура общества. Теория «среднего класса». Место и роль среднего класса в обществе. Общественные добродетели и формы государственного устройства. Наилучшие и наихудшие формы государственного устройства.

Основные понятия: утопия, социальное устройство, классы, теория «среднего класса», платонизм, «вожди-философы», «стражи-воины».

Тема 9. Проблемы бытия в эллинистической и средневековой философии

Основные философские школы после Аристотеля. Развитие Эпикуром атомистических идей. Онтология и космология стоиков. Учение о всеобщем детерминизме и понятие Бога в ранней, средней и новой Стое. Неоплатонические школы. Онтология неоплатонизма. Иерархия бытия в метафизике Плотина и Прокла. Представление о мире в раннесредневековой философии.(«Исповедь» св. Августина, кн. 11-13) Возникновение и развитие схоластики. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.. Проблема универсалий. Рационализм и натурализм в философии Средневековья. Средневековая космология и учение и природе. Философская онтология Фомы Аквинского. («Сумма против язычников») Доказательства бытия Бога в метафизике Ф. Аквинского. Платонизм и аристотелизм в философии Средневековья. Позднее Средневековье и контуры новой картины мира и человека.(Р. Бэкон, У. Оккам, Д. Скот)

Основные понятия: неоплатонизм, Единое, Благо, детерминизм и индетерминизм, патристика, апологетика, схоластика, стоицизм, эпикуреизм, реализм и номинализм, универсалии, рационализм, эмпиризм, натурализм, платонизм и аристотелизм

Тема 10. Учение о человеке в христианской философии (сам.раб.)

Природа человека и смысл его существования в понимании христианской философии. Вера и разум в структуре личности (А. Блаженный) Знание и воля. Проблема свободы воли в средневековой философии, как проблема морального выбора. Категории добра и зла как категории морального прогресса. Человек как общественное существо. Средневековая схоластика о проблеме человека. Новые горизонты в философской антропологии П. Абеляра. Антропология и моральная философия Ф. Аквинского. Вера в Бога как необходимое условие подлинного человеческого существования. Проблема добра и зла в философии Аквината. Развитие взглядов средневековой философии в последующую эпоху. Томизм и современный неотомизм. Развитие философско-антропологических взглядов в эпоху Реформации.

Основные понятия: природа человека, свобода воли, благодать, антропология, греховность, томизм и неотомизм, августинианство, добро и зло, духовное и телесное

Тема 11. Теории общества и государства в средневековой философии и философии Средневековья, Возрождения и Нового времени (сам.раб.)

Теория общественного устройства и государства в философии Августина Блаженного. Противоположность «града земного» и «града небесного». Философия государства и общества в позднем средневековье (Ф. Аквинский). Соотношение частных и государственных интересов. Высшая задача государства. Формы государственного устройства. Общество и государство в представлении философов Возрождения. Философия власти Н. Макиавелли. Теория государства («Государь»). Отношения политики, религии, морали в государстве. Макиавелли и макиавеллизм. Социальные утопии эпохи Возрождения. (Т. Мор, Т. Кампанелла). Принципы утопического мышления.

Основные понятия: утопическое мышление, христианское государств», «град земной», «град Божий», макиавеллизм, государственный интерес, личный интерес, политическое мышление, политическая культура.

Тема 12. Онтологическая проблематика в философии Возрождения и Нового времени

Борьба со схоластикой и появление науки. От Возрождения к Новому времени. Новая натурфилософия, новая картина мира. Английский эмпиризм. Материалистический и идеалистический сенсуализм. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) Категория материи и споры вокруг нее. Материя как совокупность вещей и материя как субстанция. Пространственно - временные характеристики материи. Учение Локка о первичных и вторичных качествах. Онтология Декарта. Онтологический дуализм Декарта. Онтология Спинозы. Природа как причина самой себя. Тождество Природы, Бога и Субстанции. Атрибуты и модусы субстанции. Монадология Лейбница. Характеристика и иерархия монад. Верховная монада. Материя и движение. Соотношение материи и сознания в философии Нового времени.

Основные понятия: натурфилософия, сенсуализм, идеализм. Материализм, субстанция, дуализм, монада, модус, атрибут, материя и движение, картина мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: