(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану - 144 часов, из них 54 аудиторных часов). Пояснительная записка

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)   Дисциплина «Философия» находится на стыке гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин, опирается на знания студентов по истории, математике, истории естественных наук, экономике, информатике, лингвистике. Междисциплинарные связи курса философии осуществляются при анализе исходных принципов, форм и методов научных исследований природы и общественных отношений, их преломлении и конкретизации в социальной практике.
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
  Цель и задачи учебной дисциплины   Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов целостного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов. Курс философии предполагает знакомство с основными концепциями человека и общества, взятыми в историческом развитии социально-политической и культурной жизни. Целью является также формирование уровня теоретического мышления, освоения интеллектуального и духовного опыта человечества, использование этого опыта в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки специалиста является также обучение умению ориентироваться в сложных проблемах современности, формирование гуманитарной гуманистической культуры мышления и поведения. Основными задачами данного учебного курса являются: · Формирование представления о предмете философского знания, его структуре, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении философии, ее методологических и культурных основаниях как в истории, так и в современном обществе. · Демонстрация методологических, методических, и практических возможностей философии в решении научных, социальных и экзистенциальных проблем человека и общества. Использование методологического арсенала классической и современной философии для решения практических и научных задач. · Выработка навыков самостоятельного мышления, формируемого на знакомстве с мировыми философскими традициями. · Развитие способностей к исследовательской деятельности. · Передача студентам комплекса знаний и умений по практическому применению философского знания. Изучение дисциплины «Философия» предусматривает включение следующих вопросов.
  • Специфика философского знания. Основные этапы становления философии, ее исторические типы. Особенности восточной и западной философских традиций.
  • Связь философии и других форм духовной деятельности: науки, религии, искусства, политики и т.д.
  • Основные проблемы, направления и школы классической и современной философии.
  • Философская онтология и метафизика как учение о природе и сущности бытия и его первоосновах.
  • Гносеологические проблемы классической и современной философии. Становление научного метода в истории философии. Классические и современные методы научного и философского исследования: гипотетико-дедуктивный, аналитико-синтетический, диалектический, герменевтический, феноменологический, структуральный.
  • Методологические и теоретические проблемы современной философии. Философия как методология частных наук.
  • Природа человека. Классические и современные концепции человеческой природы. Сущность и существование человека. Человек в современном мире. Смысл человеческого бытия.
  • Социальная философия. Основные социальные оппозиции в интеллектуальной и политической истории. Глобальные проблемы современного мира, подходы к их решению.
  • Динамика исторического процесса. Целостность и единство истории, перспективы развития человечества.
  • Роль, задачи и функции философии в современном обществе.
Требования к результатам обучения   В результате изучения предмета «Философия» студент должен знать: 1. Основные философские подходы к проблемам природы и общества в их отношении к человеку. Особенности западной, восточной и русской философских традиций. 2. Основные философские категории и термины. 3. Основные философские направления и школы 4. Основные типы и стили мышления. 5. Особенности и специфику современного этапа развития философии. 6. Методологические программы классической и современной философии, особенности философского анализа проблем. Студент, прошедший курс обучения, должен уметь: 1. Выявлять основные проблемы, которые подлежат философскому анализу и выделять в них философские аспекты 2. Увидеть проблемы взаимодействия личности и общества в различных типах социальных систем. 3. Рассматривать любую проблему конкретно, то есть во взаимосвязи всех ее сторон. 4. Использовать методы философского анализа для решения частных задач. Студент должен приобрести следующие навыки (владеть): 1. Разработки программ философского и социально-философского исследования. 2. Работы с текстами, использования методов герменевтики для чтения научных и философских текстов. 3. Поиска нужной информации в печатных текстах, Интернете, обработки информации, содержащейся в текстах. 4. Обобщения, анализа и представления философского знания. 5. Самостоятельного мышления в соответствии с правилами логики и техники мыслительной деятельности. Выпускник должен обладать следующимиобщекультурными компетенциями (ОК): -способностью действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, ценностно-мотивационные ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2); - способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знание гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4) - способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер профессиональной деятельности (ОК-11). А также профессиональными компетенциями (ПК): - способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8).
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.   Учебная дисциплина «Философия» общим объемом __ 144_ _ часов изучается в течение __ 2_ семестра. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом во 2 семестре.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» (144ч.)

(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану - 144 часов, из них 54 аудиторных часов)

  Тема занятия Лекции Семи-нары Самостоя-тельная работа
1. Предмет и истоки философии. Проблема бытия в античной философии      
2. Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания.      
3. Истоки философского учения о человеке. Добродетель и истина.      
4. Человек античности: философский анализ.      
5. Бытие вещей и бытие идей. Онтология и космология Платона и Аристотеля.      
6. Античная гносеология (Платон и Аристотель) Первые принципы теоретического знания.      
7. Изменение понятия истины от Аристотеля до современности.      
8. Теории общества и государства в античной философии (Платон и Аристотель).      
9. Проблемы бытия в эллинистической и средневековой философии.      
10. Учение о человеке в христианской философии.      
11. Теории общества и государства в средневековой философии и философии Возрождения.      
12. Онтологическая проблематика в философии Средневековья, Возрождения и Нового времени.      
13. Учение о методе истинного познания в философии Нового времени.      
14. Учение о человеке в философии Нового времени: познающий субъект, практический субъект, гражданин. От Средневековья к Новому времени      
15. Теории общества и государства в философии Нового времени.      
16. Теория общественного прогресса в философии Просвещения.      
  Проблема человека в философии Просвещения и немецкой классике.      
18. Учение о бытии и материи в немецкой классической философии. Тождество бытия и мышления.      
19. Критическая философия Канта. Границы разума и познания      
20. Философия истории, государства и права Канта и Гегеля. Немецкая классическая философия о проблеме человека      
21. Диалектическая логика Гегеля и Маркса как теория познания.      
22. Онтологическая проблематика в современной философии.      
23. Позитивизм и неопозитивизм 19-20 века. Теория познания и философия науки в современной философии      
24. Феноменология и герменевтика: история и современность.      
25. Современные проблемы теории познания и науки.      
26. Методологические функции философии.      
27. Проблема человека в современной философии.      
28. Социальная философия марксизма и Франкфуртской школы. Социально-философская теория общества и государства в Х1Х-ХХ вв.      
29. Структура и формы социального бытия в современных социально-философских теориях.      
30. Перспективы развития человечества.      
31. Функции социальной философии в современном мире.      
  Форма контроля Итого по курсу: 4 ЗЕТ Экзамен (54)    
         

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: