Лекция 11. Позитивизм и неопозитивизм Х1Х-ХХ века

Теория познания и философия науки в современной философии

План

1. Возникновение позитивизма и его первые претензии на научную философию. Позитивистская методология естественных и социальных наук. Кризис естественных наук конца 19 века и «философия чистого опыта».

2. Аналитическая философия. Логический анализ языка Фреге и Рассела. Теория дескрипций. Теория истины в неопозитивизме, металогика. Язык науки и философии. Логический синтаксис и логическая семантика. Философия Л. Витгенштейна. Конвенционализм и позитивизм.

3. Современный позитивизм в научной методологии. Методы и формы научного познания. Построение научной теории. Методы ее построения.

4. Неопозитивизм и постпостпозитивизм. Социальная проблематика в методологии научного познания.

5. Специфика социальных и гуманитарных наук.

Онтологическая т гносеологическая проблематика

Тема 1. Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания (сам.р.)

План

1.Человеческая субъективность как предмет философствования. Деятельность софистов как учителей мышления и языка. Проблема знания и истины. Истина в понимании софистов. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) как эпистемологическое положение. Аргументы Протагора.

2. Философия Сократа. Анализ понятий с помощью диалога. Проблема истинного знания. Диалектика Сократа. Принципы и формы сократического диалога. Истина и добродетель. Истина как бытие. Роль самоосновных понятий в диалектике Сократа. Сократ и Парменид в понимании Единого. Сократ и сократические школы. Киники, киренаики.

Тема 2. Античная гносеология (Платон и Аристотель.) Первые принципы теоретического знания (сам.раб.)

План

1. Гносеология Платона. «Истина» и «мнение». Познание как воспоминание души. Иерархия душ, идея их переселения. Образ «пещеры». Чувственное и рациональное в познании. Платоновский тип мышления.

2. Теория познания Аристотеля: от чувств к разуму. План достижения истины и определение истины. Система категорий. Аристотелевский тип мышления. Первые принципы теоретического знания.

3. Учение об истине в послеаристотелевской философии.

4. Аристотель и Платон в гносеологических теориях средневековой философии. «Две линии» в отношениях веры и знания. Философская схоластика и ее роль в развитии теории познания. Дунс Скотт, И. Эриугена. Теория «двойственной истины». Аверроэс, Сигер Брабантский.

Тема 3. Критическая философия Канта (сам.раб.)

План

1. Естественные науки и философия в конце 18 века.

2. Проблема Трансцендентального Субъекта как субъекта познания. «Критика чистого разума» Канта. Априорное и апостериорное знание. Пространство и время как формы чувственного восприятия (трансцендентальная эстетика Канта)

3. Рассудочное знание (трансцендентальная аналитика) Система категорий рассудка и их функции в познании. Трансцендентальная диалектика.

4. Принципы разума. Три класса идей разума. Антиномии разума - естественная антитетика.

5. Идеал чистого разума. Кант, неокантианство и посткантианство. Неокантианские школы, их место в современной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: