Связанной с этой ролью ответственности

Понятие личности имеет смысл лишь в системе обществен-ных

Отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и

Совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не

Своеобразие и многообразие последних, а преяеде всего

Специ-фическое понимание индивидом своей роли, внутреннее

Отноше-ние к ней, свободное и.заинтересованное (или наоборот —

Вынуж-денное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных

Действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой

Они получают органичное предметное воплощение. О личности

Можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами

Свершения личности (например, трудовые достижения, открытия,

Творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве

Поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих

Актов. Личность — это инициатор последовательного ряда

Жизнен-ных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин,

«субъект поступания». Достоинство личности определяется не

Столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не

Состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что

Он сам себе вменяет.

Личность и общество:

Хотя между личностными качествами отдельного человека и

Условиями его бытия нет и не может быть однозначной и жесткой

Связи, в каждую историческую эпоху формируется совокупность

Условий — материальных, социальных, духовных,— которые

Определяют социальный тип человека и характер его

Взаимоотно-шений с обществом. Это может быть «слияние»

Индивида и общества (коллектива), антагонистические отношения

Между ними или, напротив, их единство. В каждом конкретном

Обществе тот или иной тип его взаимосвязи с индивидом всегда

Оказывается доминирующим.

Диалектика личности -???


Роль народных масс и личности в истории

одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей "косности" и "отсталости".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: