Натурфилософия – философия природы.
Космоцентризм – форма миропонимания, центральным понятием которого является космос.
Космология – о его устройстве.
Космогония – о его происхождении.
Гераклит Эфесский – первоначало огонь.
Диалектика. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости «вес течет» «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Существенное изменение по Гераклиту – это изменение в свою противоположность.
Центральное учение философии Платона – учение об идеях. Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и персонального чувственного, телесного мира. Но в отличии от парменидовского бытия – мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состояние из идей. Каждая идея вечна и низменна; число идей велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идем свойств и отношений (идея белизны, красоты), идея математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идея четырех стихий и т.д. Но царство идей – это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
|
|
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношение подчинения и самоподчинения.
Благо Единое
Ключевые слова:
Ум – демиург (или бог) является творцом – он порождает Мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в нее идеи как целесообразные причины, он же творит и других богов.
Материя – («хора») материя телесна, но она мертва и бесформенна и непознаваема, материя вечна.
Начиная с эпохи эллинизма, и до наших дней логика Аристотеля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика признавалась как единственно возможная вплоть до появления в 20 в. неклассической (неаристотелевской) логики.
Система классификации наук (по Аристотелю)