Материализм - это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).
Идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.
Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Мировой ум и т.д.)
Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытие признается человеческое сознание, человеческое «я».
Неделя 2. Феномен философии в Восточной культуре.
Кредит-час 2
Лекция № 1. Философия Древней Индии и Китая.
Лекция № 2. Основные направления и школы.
Цель: раскрыть экзистенциальную направленность древнеиндийской философии, показать социальный характер древнекитайской философии.
Веды.
Название | Основное содержание |
Ригведа | Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам |
Самоведа | Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношения) |
Яджурведа | Описанию правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений) |
Атхарваведа | Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам и т.п. |
Ключевые слова:
Пуруша – в чисто мифологическом плане выступает как Первочеловек, зародившийся из хаоса.
Рита – это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей.
Сансара – буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение».
Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида.
Философия в Китае зародилась в период ҮІ-ІІІ вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как о космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии) человека микрокосма и вселенной макрокосмы и др.