Сознание как философское проблема

В истории философии проблема сознания шла двумя путями. Первый состоял в описании способов., каким вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием феномена сознания. Второй –объяснил, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания.

В философии античности и Нового времени эти способы не различалсь, а поэтому считалась, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и.т.д.

Современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для иыслителей современности.

Сознание-это то, что отличает человека от других существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. Вантичности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие «ум», как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям.

И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, потом разум,и вывел принцип внутренного единство психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название «интеллект».

Существуют различные теории происхождения сознания:

Космическая природа сознания-сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.

Биологическая точка зрения: сознание-порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.

Человеческая точка зрения: сознание-продукт человеческого мозга и присуще только человеку.

Сознание выступает как образ окружающего нас мира и материю. Поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. По времени своего существования материя существеут вечно. Сознание же появляется только со становлением общества и рождением человека. Возраст сознания в сравнении с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течение 2,5-3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание – продукт развития человека и общества или продукт высокоорганизованной материи. Оно имеет идеальную природу-это положение признают и материалисты: идеальное сознание производно от материи.

В фил.существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм-материалистический подход к проблеме сознания, отрицающий его как самостоятельную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.

Солипсизм –крайний кзгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно-единственная достоверная реальность, а материальный мир-его порождение.

Объективный идеализм-признает наличие и сознания и материи, сознаниюотдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания».

Умеренный материализм-точка зрения большинства философ, в соотвествии с которой сознание-это особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: