Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной дейсвительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответсвует действительности. Истина –зание, соотвествующее своему предмету, совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины.
Объективность-первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания, от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания. Но в то же время истина субъективна по форме. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность.
В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях.
Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.
|
|
Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстракность и конкретность.
Истина – процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.
Абсолютная истина пониматеся как полное исчерпывающее знание о действительности в целом гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины», зания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.
Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.
По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинныезнания являются относительными, т.к. дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина.