Методика обработки полученной информации

ВВЕДЕНИЕ

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинара. Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения философии как специфической области гуманитарного знания, формированию навыков применения общих философских принципов к анализу общественных явлений и данных специальных наук.

В процессе семинарских занятий студенты развивают способность самостоятельного творческого анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, вырабатывают умение аргументировано излагать свою точку зрения при обсуждении дискуссионных вопросов. При подготовке к семинару прививается навык самостоятельной работы, как с учебной литературой, так и с первоисточником и научно-критической литературой.

Методические указания включают в себя: методику обработки информации, получаемой при работе с различного рода источниками, методику работы над рефератом и докладом, критерии оценки знаний студента и, собственно, планы семинарских занятий. По каждой изучаемой теме выделены основные вопросы, приводится перечень базовых философских понятий, даны контрольные вопросы для проверки знания изученного материала, темы докладов и рефератов, а также библиографический список, включающий учебную, научно-критическую литературу и монографии.

Предложенная последовательность и объем рассмотрения тем не являются обязательными и могут варьироваться в зависимости от часов, отведенных на изучение курса философии.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ?

Для более успешного освоения материала предлагается следующая последовательность подготовки темы:

- внимательно ознакомиться с содержанием плана семинарского занятия;

- прочитать конспект лекции;

- ознакомиться с соответствующим разделом в учебных пособиях;

- прочитать рекомендуемую по теме литературу и составить конспект прочитанного;

- провести самоконтроль через предлагаемые вопросы;

- составить план изложения ответа на каждый вопрос плана занятия.

МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информация, получаемая в ходе прочтения материала и предназначаемая для дальнейшего использования, может быть фиксирована в виде: плана, выписки, аннотации, конспекта.

План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. Как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. План бывает простым и сложным.

При составлении плана следует придерживаться следующих требований:

- четко определить границы мыслей. Нужным отрывкам дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана;

- заголовки-пункты плана должны как можно точно раскрывать мысли автора.

Выписки составляются на основе найденной и выделенной информации из одного или нескольких текстов. Такая форма записи используется при сборе материала из разных источников, осуществляемом по какому-либо признаку или принципу.

При составлении выписки следует помнить:

- текст должен быть целиком прочитан и осмыслен;

- выписывать можно дословно (цитатами) или свободно (своими словами, сократив формулировку и сконцентрировав содержание). Но и в том, и в другом случае при интерпретации смысл текста не должен быть искажен;

- выделенную информацию лучше записывать на отдельных листах или карточках. По мере накопления выписок их можно систематизировать: разделить по вопросам, темам, проблемам и т.п., чтобы использовать по мере надобности, как в учебной, так и в научной работе.

Аннотация представляет собой краткую характеристику книги, статьи, отраженную в нескольких предложениях. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

При составлении аннотации рекомендуется:

- прочитанный текст разбить на смысловые части, в каждой из которых следует выделить основную мысль и сформулировать ее своими словами;

- перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определить значимость текста;

- использовать глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также стандартные оценочные словосочетания (уделяет особое внимание, особенно детально анализирует, затрагивает важный актуальный вопрос (проблему), убедительно доказывает).

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Данный вид работы с источником предполагает исключение второстепенной информации объяснительного, разъяснительного, иллюстративного характера. Конспекты бывают: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

При написании конспекта следует:

- иметь перед собой четкую постановку проблемы;

- при прочтении текста правильно выделить главные вопросы;

- при изложении материала основные теоретические положения, определения, выводы автора оформлять в виде цитат (в кавычках) с обязательным указанием страниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: