От редакционной коллегии

От редакционной коллегии

Оглавление двух томов

А

От редакционной коллегии

АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

“АННАЛОВ” ШКОЛА

АБСУРД

АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АВАНГАРД

АНТРОПОЛОГИЯ

АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)

АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958)

АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969)

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АРТЕФАКТ

АКМЕИЗМ

АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ

АКСИОЛОГИЯ

АРХЕОЛОГИЯ

АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986)

АРХЕТИП

АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ

АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АССИМИЛЯЦИЯ

АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938)

АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА

АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943)

АНГАЖИРОВАННОСТЬ

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959)

АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957)

АФРОЦЕНТРИЗМ

Б

БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947)

БИОГРАФИЯ

БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968)

БИХЕВИОРИЗМ

БАРТ (Barthes) Ролан (1889-1968)

БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953)

БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928)

БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. 1907)

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975)

БЛОК Александр Александрович (1880-1921)

БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962)

БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944)

БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980)

БОАС (Boas) Франц (1858-1942)

БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919)

БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971)

БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934)

БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873—1928)

БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976)

БОДИ-АРТ

БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948)

БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p. 1929)

БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956)

БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968)

БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947)

БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945)

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940)

БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902-1985)

БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (р. 1929)

БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965)

БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941)

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944)

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)

БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (1884-1976)

БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987)

БЭСКОМ (Bascom) Уильям (1912-1981)

БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85)

В

ВАРБУРГ (Warburg) Аби (1866-1929)

ВЕЩЬ

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР

ВАЦУДЗИ Тэцуро (1889-1960)

ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915)

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925)

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958)

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889-1951)

ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920)

ВИТТФОГЕЛЬ (Wittfogel) Карл Август (1896-1988)

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929)

ВЛАСТЬ

ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979)

ВОЛЫНСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926)

ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903)

ВООБРАЖЕНИЕ

ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin) Генрих (1864-1945)

ВОРРИНГЕР (Worringer) Вильгельм (1881-1965)

ВЕРА

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

ВЕРИФИКАЦИЯ

ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945)

ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920)

ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973)

ВЫГОТСКИЙ (Выгодский) Лев Семенович (1896-1934)

ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954)

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ

Г

ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900)

ГИЛЬДЕБРАНДТ (Hildebrandt) Адольф (1847-1921)

ГАНСЛИК (Hanslick) Эдуард (1825-1904)

ГИПЕРМАНЬЕРИЗМ

ГАРНАК (Harnack) Адольф фон (1851-1930)

ГИПЕРРЕАЛИЗМ

ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950)

ГИРЦ (Герц) (Geertz) Клиффорд (р. 1926)

ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (1842-1906)

ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975)

ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд (1904-1976)

ГОМБРИХ (Gombrich) Эрнст (р. 1909)

ГЕНИЙ

ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг (1922-1982)

ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)

ГРЕВС Иван Михайлович (1860-1941)

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925)

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992)

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950)

ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938)

Д

ДАДА, ДАДАИЗМ

ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Ольга Антоновна (1874-1939)

ДВОРЖАК (Dvorak) Макс (1874-1921)

ДОИ Такэо (р. 1920)

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

ДОЛЛАРД (Dollard), Джон (р. 1900)

ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926)

ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934)

ДЕМПФ (Dеmpf) Алоис (1891-1982)

ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930)

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915)

ДУША

ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910)

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952)

ДИАЛОГ

ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919)

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911)

ДЮБУА (Du Bois) Кора Элис (р. 1903)

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика)

ДЮМОН (Dumont) Луи (р. 1911)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)

ДИФФУЗИОНИЗМ

ДЮФРЕНН (Dufrenne) Мишель (р. 1910)

ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ

Е

ЕВРАЗИИСТВО

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953)

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

Ж

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

ЖИЗНЬ

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн (1884-1978)

ЖИРМУНСКИЙ Виктор Максимович (1891-1971)

З

З

ЗАПАД И ВОСТОК

ЗВУКОСМЫСЛ

ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (1896-1984)

ЗЕНЬКОВСКИИ Василий Васильевич (1881-1962)

ЗЕРКАЛО

ЗЕРНОВ Николай Михайлович (1898-1980)

ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг (1858-1918)

ЗНАК

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (1882-1958)

ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ЗОЛОТАРЕВ Алексей Алексеевич (1879-1950)

И-Й

ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866-1949)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (псевд.; наст. фамилия Иванов)

Разумник Васильевич (1878—1946)

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

ИВАСК Юрий Павлович (1910-1986)

ИНТУИТИВИЗМ

ИГРА

ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

ИДЕНТИЧНОСТЬ

ИНФОРМАЦИЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная

ИОАНН ПАВЕЛ II (Войтыла (Wojtyla) Кароль; псевд.: А.Я. (A.J.), Явень (Jawien), Петр и др.) (р. 1920)

ИКОНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ИРОНИЯ

ИКОНОЛОГИЯ

ИСИДА Эйитиро (1903-1968)

ИЛЛИЧ (Illich) Иван (р. 1926)

ИСКУССТВО

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954)

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

ИМАЖИНИЗМ

ИСТОРИЗМ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ИНДИХЕНИЗМ

ИСТОРИЯ

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

ИСТОРИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

ИННОВАЦИИ

ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

ИНСТАУРАЦИЯ

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ИНТЕГРАЦИЯ

ЙЕССИНГ (Gjessing) Гюторм (1906-1979)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

К

КАЖДАН Александр Петрович (1922-1997)

KPOHEP (Kroner) Рихард (1884-1974)

КАЛЕР (Kahler) Эрих фон (1885-1970)

КРОЧЕ (Croce) Бенедетто (1866-1952)

КАМЮ (Camus) Альбер (1913-1960)

КУБИЗМ

КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905-1994)

КУЛЬТУРА

КАРДИНЕР (Kardiner) Абрам (1891-1981)

КУЛЬТУРА 20 века

КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931)

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ

КАРНЕЙРО Роберт Леонард (р. 1927)

КУЛЬТУРА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952)

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст (1874-1945)

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ

КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (1880-1946)

КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

КИНОИСКУССТВО

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан (Федор) Александрович (1868-1920)

КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (1872-1956)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МОНАДОЛОГИЯ

КЛАКХОН (Kluckholm) Клайд (1905-1960)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

КЛАУСЕН (Klausen) Арне Мартин (р. 1927)

КУЛЬТУРНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА

КОКС (Сох) Харви (р. 1929)

КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

КОЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж (1889-1943)

КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

КУЛЬТУРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

КОН (Cohn) Йонас (1869-1947)

КУЛЬТУРНЫЙ ПЕССИМИЗМ

КОНРАД Николай Иосифович (1891-1970)

КУЛЬТУРНЫХ КРУГОВ ТЕОРИЯ

КОНСТРУКТИВИЗМ

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

КОНТРКУЛЬТУРА

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНФИГУРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ

КРЁБЕР (Кгоеbег) Альфред Луис (1876-1960)

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП

КРЖИЖАНОВСКИЙ Сигизмунд Доменикович (1887-1950)

КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ

КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922-1996)

КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (р. 1941)

Л

ЛАКАН (Lacan) Жак (1901-1981)

ЛИК — ЛИЦО — ЛИЧИНА

ЛАМПРЕХТ (Lamprecht) Карл (1856 - 1915)

ЛИНГВИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ

ЛАНГЕР (Langer) Сьюзен (р. 1895-1985)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич (1863-1919)

ЛИНТОН (Linton) Ральф (1893-1953)

ЛАПШИН Иван Иванович (1870-1952)

ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (р. 1924)

ЛЕ БОН (Le Bon) Гюстав (1841-1931)

ЛИППЕРТ (Lippert) Юлиус (1839-1909)

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939)

ЛИТТ (Litt) Теодор (1880-1962)

ЛЕВИНАС (Levinas) Эмманюэль (1905-1995)

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)

ЛЕВИ-СТРОСС (Levi - Strauss) Клод (р. 1908)

ЛИЧ (Leach) Эдмунд (р. 1910)

ЛЕ ГОФФ (Le Goff) Жак (р. 1924)

ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ

ЛЕЙДЕНСКАЯ ШКОЛА

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989)

ЛЕМ (Lem) Станислав (р. 1921)

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870-1924)

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958)

ЛЕ РУА ЛАДЮРИ (Le Roy Ladurie) Эмманюэль (р. 1929)

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)

ЛЕССИНГ (Lessing) Теодор (1872-1933)

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)

ЛЕТТРИЗМ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933)

ЛИВИС (Leavis) Фрэнк Реймонд (1895-1978)

ЛЭШ (Lasch) Кристофер (р. 1926)

*****************************************************

Том II от М до Я

(ссылки по статьям)

*****************************************************

М

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

МЕТАИСТОРИЯ

МАКЛЮЭН (McLuhan) Маршал (1911-1980)

МЕТАФОРА

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (1884-1942)

МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ

МАНГЕЙМ, МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (1893 1947)

МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ

МАНН (Mann) Томас (1875-1955)

МЕТАХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

МАРИТЕН (Maritain) Жак (1882-1973)

МЕЦ (Metz) Кристиан

МАРКСИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

МИД (Mead) Маргарет (1901-1978)

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898-1979)

МИЛЮКОВ Павел Николаевич (1859 - 1943)

МАРР Николай Яковлевич (1864-1934)

МИНИМАЛИЗМ

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриэль Оноре (1889-1973)

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

МАСЛОУ (Maslow) Абрахам (1908-1970)

МИФ И РЕЛИГИЯ

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

МИФОЛОГИЗИРОВАНИЕ ИСТОРИИ

МАТЕРИАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 20 в. НА ЗАПАДЕ

МАЯТНИКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

МОДА

МЕЙЕР Александр Александрович (1875-1939)

МОДЕРНИЗМ

МЕЛАНД (Meland) Бернард Юджин (1899-1994)

МОРАЛЬ

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ

МОРОЗОВ Николай Александрович (1854-1946)

МЕНЬ Александр Владимирович (1935-1990)

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

МЁРДОК (Murdock) Джордж Питер (1897-1985)

МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950)

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865 1941)

МУНЬЕ (Mounier) Эмманюэль (1905-1950)

МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (1908-1961)

МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич (1884/1885-1932?)

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910)

МУРАТОВ Павел Павлович (1881-1950)

____________________________________________

Н

НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ

НЕОТОМИЗМ

НАКАНЭ Тиэ (р. 1926)

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

НИБУР (Niebuhr) Райнхольд (1892-1971)

НАУКА

НИБУР (Niebuhr) Ричард Хельмут (1894-1962)

НАУМАНН (Naumann) Ганс (1886-1951)

НИСИДА Китаро (1870 - 1945)

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НИХОНДЗИН РОН (япон. — “теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. — “теории японской культуры”)

НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ

“НОВАЯ ИСТОРИЯ”

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924)

НЕГРИЗМ

НОВЫЕ ФОВИСТЫ

НЕОАВАНГАРД

НООСФЕРА

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

НОРМА КУЛЬТУРНАЯ

НЕОКАНТИАНСТВО

НУМИНОЗНОСТЬ

НЕОКЛАССИЦИЗМ

О

ОБРАЗ — явление

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega-y-Gasset) Xoce (1883-1955)

ОБРАЗОВАНИЕ

ОРТИС (Ortiz) Фернандо (1881-1969)

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

ОБЫЧАЙ

ОСТВАЛЬД (Ostwald) Вильгельм (1853-1932)

ОЗНАЧЕНИЕ

ОТБОР КУЛЬТУРНЫЙ

ОП-АРТ

ОТТОКАР Николай Петрович (1884-1957)

П

ПАНОФСКИ (Panofsky) Эрвин (1892-1968)

ПОРЯДОК КУЛЬТУРНЫЙ

ПАРАДИГМА

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902-1979)

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПАС (Paz) Октавио (р. 1914)

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ

ПРАЗДНИК

ПЕРФОРМАНС

ПРИГОЖИН Илья Романович (р. 1917)

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985)

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

(псевдонимы Н. Бельтов, А. Кирсанов, Н. Каменский, А. Волгин и др.) (1856-1918)

ПРОГРЕСС

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

ПРОПП Владимир Яковлевич (1895-1970)

ПОЛИМОРФИЗМ КУЛЬТУРЫ

ПРОСТРАНСТВО культуры

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПРОЦЕССЫ КУЛЬТУРНЫЕ

ПОНИМАНИЕ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПОП-АРТ

ПУТЬ

Р

РАДКЛИФФ-БРАУН (Radcliffe- Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955)

РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957)

РИД (Read) Герберт (1893-1968)

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 1913)

РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих (1844-1904)

РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863-1936)

РЕВОЛЮЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ

РИСМЕН (Riesman) Дэвид (p. 1909)

РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

РИТУАЛ

РЕДФИЛД (Redfield) Роберт (1897-1958)

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919)

РЕКОНСТРУКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (1886-1929)

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

РОЗЕНШТОК-ХЮССИ (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973)

РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874-1947)

РОК-КУЛЬТУРА

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ

РОЛЬ

РЖЕВСКИЙ (Суржевский) Леонид Денисович (1905-1986)

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960)

РИГЛЬ (Riegl) Aлоиз (1858-1905)

РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

С

САКРАЛЬНОЕ

СМЫСЛЫ КУЛЬТУРНЫЕ

САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

СОН

CAMHEP (Sumner) Уильям Грэхем (1840-1910)

СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968)

САМОБЫТНОСТЬ

СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857-1913)

САМООРГАНИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

САРТР (Sartre) Жан-Поль (1905-1980)

СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ

СВЕРХОРГАНИЧЕСКОЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СВОБОДНАЯ ФИГУРАТИВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

CEA (Zea) Леопольдо (р. 1912)

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

СЕМИОТИКА

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

СЕМИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

СЕПИР (Сэпир) (Sapir) Эдвард (1884-1939)

СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович (1879 — 1953)

CEPP (Serres) Мишель (р. 1930)

СТЕПУН Федор Августович (1884-1965)

СИМВОЛ

СИМВОЛИЗМ

СТИЛЬ

СИМВОЛИЗМА ТЕОРИЯ

СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

СТРУКТУРАЛИЗМ

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

СТЮАРД (Steward) Джулиан Хейнс (1902-1972)

СИМУЛАКР

СУБКУЛЬТУРА

СИНЕРГЕТИКА

СУБЭКУМЕНА

СИНТЕЗ

СУРЬО, СУРИО (Souriau) Поль (1852 - 1926)

СИНЭСТЕЗИЯ

СУРЬО, СУРИО (Souriau) Этьен (1892 - 1979)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в культурологии

СЮРРЕАЛИЗМ

Т

ТАЙЛОР (Тэйлор, Тейлор) (Tyior) Эдуард Барнетт (1832-1917)

ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (1886-1965)

ТАКСОНОМИЯ КУЛЬТУРНАЯ

ТОДОРОВ (Todorov) Цветан (р. 1939)

ТАНАТОЛОГИЯ

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975)

ТАРТУСКО-МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Мари Жозеф Пьер

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. 1928)

ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

ТРАДИЦИИ

ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936)

ТРАНСАВАНГАРД

ТЕНЬ

ТРАНСКУЛЬТУРАЦИИ ИНВЕРСИЯ

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (1865-1923)

ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920)

ТЕОРИЯ СРЕДЫ

ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938)

ТЕПЛОВ Николай Васильевич (1870-1905)

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905)

ТЕХНОСФЕРА

ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (1894-1943)

У

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ

УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975)

УНИВЕРСАЛИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

УИЛЬЯМС (Williams) Реймонд (Генри) (1921-1988)

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

УИССЛЕР (Wissler) Кларк (1870-1947)

УОРНЕР (Warner) Уильям Ллойд (1898-1970)

УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (1864-1936

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942)

Ф

ФАУСТОВСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ

ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878-1956)

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950)

ФЕДОРОВ Николай Федорович (1829-1903)

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951)

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ФЕЙБЛМАН (Feibleman) Джеймс Керн (р. 1904)

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856-1939)

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ФРЕЙДЕНБЕРГ Ольга Михайловна (1890-1955)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео (1873-1938)

ФИЛОЛОГИЯ

ФРОММ Эрих (1900-1980)

ФИЛОСОФИЯ

ФРЭЗЕР (Фрейзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854 -1941)

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

ФУКО (Foucault) Мишель Поль (1926-1984)

ФЛЕК (Fleck) Людвик (1896-1961)

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937)

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979)

ФУНКЦИЯ

ФОЛЬКЛОР

ФУТУРИЗМ

_________________________________________

Х

ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929)

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976)

ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973)

ХАНТИНГТОН (Huntington) Сэмюэл Филипс (р. 1927)

ХОРНИ (Horney) Карен (1885-1952)

ХАРРИС (Harris) Марвин (p. 1927)

ХРОНОТОП

ХЕЙЕРДАЛ (Heyerdahl) Тур (р. 1914)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872-1945)

ХЭППЕНИНГ

Ц

ЦЕННОСТИ

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935)

Ч

ЧЕЛОВЕК

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964)

Ш

ШАККА (Sciacca) Микеле Федерико (1908-1975)

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965)

ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ

ШЕЛЕР (Scheler) Макс (1874-1928)

ШОК КУЛЬТУРНЫЙ

ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)

ШОР Розалия Осиповна (1894-1939)

ШИЗОАНАЛИЗ

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936)

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984)

ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937)

ШКОЛА “АННАЛОВ”

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882-1963)

ШКОЛА ВЫГОТСКОГО

ШУТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899-1959)

Э

ЭБНЕР (Ebnpr) Фердинанд (1982-1931)

ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

ЭВАНС-ПРИЧАРД (Evans-Pritchard) Эдвард Эван (1902-1973)

ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (1902-1994)

ЭВОЛА (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898-1974)

ЭРИСТИКА в культуре 20 в.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

ЭРН Владимир Францевич (1882 — 1917)

ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р. 1906)

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926)

ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886-1959)

ЭТНОГЕНЕЗ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ

ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932)

ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР)

ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986)

ЭТНОЛИНГВИСТИКА

ЭЛИАС (Elias) Норберт (1897-1990) - нем. Социолог-эмигрант

ЭТНОЛОГИЯ

ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965)

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ

ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912)

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭТОЛОГИЯ

Ю

ЮНГ (Jung) Карл Густав(1875-1961)

Я

Я

ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

ЯЗЫК СИМВОЛОВ

ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982)

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969)


Культурология

XX век

энциклопедия

Том первый

А-Л

Санкт-Петербург Университетская книга

ББК92

Издание подготовлено при поддержке

Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ).

(Проекты N 93-06-10191 и N 96-03-16097.)

В подготовке издания принимали участие ведущие специалисты

Института научной информации по общественным наукам, Центра гуманитарных научно-информационных исследований, Института Всеобщей истории Российской академии наук

и преподаватели высших учебных заведений

Книга издана при организационной поддержке Фонда “Учебная Литература”

Редакционная коллегия

Ж.М. Арутюнова, В.Н. Басилов, И.С. Вдовина, В.Д. Губин, П.С. Гуревич, Г.И. Зверева, В.Б. Земсков, Л.Г. Ио, Л.А. Микешина, Л.А. Мостова, М.Н. Соколов, П.В. Соснов, Л.В. Скворцов, А.Я. Флиер

Главный редактор, составитель и автор автор проекта

С.Я. Левит

Ответственный редактор: Л.Т. Мильская

Редактор: Е.Н. Балашова

Библиографы: Е.Н. Балашова, Л.Г. Лузина, Н.И. Михайлова, Е.О. Опарина, И.А. Осиновская, М.А. Ходанович

Художник: П.П. Ефремов

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998.447 с.

ISBN 5-7914-0027-6 ISBN 5-7914-0028-4 (T.I)

Настоящее издание представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия; основное внимание сосредоточено на проблемах формирования культурологии в XX веке. В издание включены статьи, дающие представление об основных направлениях, школах, познавательных категориях и понятиях культурологии, а также о наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы этой науки. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях и идеях культуры, ключевых проблемах культурологии. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена авторская концепция, выявлены трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, охватывающей более обширный период.

© С.Я. Левит, составление, 1998

*****************************************************

ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

Энциклопедия “Культурология. XX век” представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.

Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.

Культурология — наука о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект — культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, “особый модус общественно-исторического бытия”, охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, “неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами” (Г.С. Кнабе).

За всем многообразием определений культуры отчетливо проступают две смысловые доминанты, два образа культуры — обобщенные отражения действительности в виде знаний о ней и о методах ее изменения, научных теорий и художественных образов, с одной стороны, и непосредственно жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно-исторически детерминированное отражение форм и способов такого взаимодействия во внутреннем мире людей, их верованиях, убеждениях, вкусах, в их поведении, повседневном быту, отношениях, привычках, нравах — с другой. “Культурология является частью собственного предмета исследования (культуры), как бы ее автоинтерпретацией” (Е.И. Галахов).

Культурология включает в себя теоретический срез — построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез — показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих.

Существует мнение, что культурология — это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология — современную культурную жизнь. В действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е. с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры — попытка обозреть предшествующее развитие человечества с т.зр. целей, потребностей и задач современности. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры; исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.

Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы. Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное — единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели — социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются ее явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех ученых — это не только накопление фактов, но теоретическая, конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность — подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом — высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, — это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум — “символическую вселенную”, которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры. Человек выражает и упорядочивает свою жизнь, придает форму своему существованию. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную форму; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности — человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть “оформление” бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам “сверхиндивидуальное бытие”. Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность — возможность построения своего “идеального мира”, “символического мира”, “символической вселенной культуры”. В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность — упорядочить свое существование и сделать его значимым.

Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин “культурология” для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием “культура” и исследовано наукой под названием “культурология”. В публикации “The System of The Sciences”, Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90, В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX века.

В 1939 г. Лесли А. Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как “наука о культуре”. Использование названия “культурология” для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах.

Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.

Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала “Анналы”, ныне “Анналы. История, социальные науки”*, представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры — школы “Анналов”. Суть “коперниканской революции”,

____________

* С 1929 по 1994 название журнала несколько раз менялось. См. статью Школа “Анналов”.

совершенной этим направлением, состояла в замене классической “истории-повествования” “историей-проблемой”, в попытке создать “тотальную” историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. Школа “Анналов” акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает “антропологический” принцип исследования, познание историко-культурного процесса изнутри — через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.

На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта “высокая” культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью. В силу общей “антропологической” тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта — вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, ее порождение, социальная функция и язык.

Наука о культуре как об особом модусе общественно-исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления — следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.

В предлагаемой вниманию читателей энциклопедии мы ограничиваемся проблемами формирования культурологии в XX веке, т.е. тем периодом, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знания.

Энциклопедия дает представление об основных познавательных категориях, направлениях, школах, явлениях культуры и наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях культуры, идеях культурологии, ее ключевых темах. Значительную смысловую нагрузку несут также статьи, разъясняющие основные понятия, категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность проблемы и трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке, системы ее принципов и законов, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.

Ясно осознаем, что многолетняя работа над этим изданием (1991-1997) — лишь начало трудного пути. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, готовящейся к изданию.

Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит

**************************************************** *

А

* ****************************************************


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: