Произведите орфографический разбор всех случаев слитного и раздельного написания не

371. Составьте словосочетания на основе данных слов в роли
главных.

Мастер (чего, на что). Необходимость (чего, в ком). Непримиримость (к кому, к чему). Несогласие (в чем, с кем, с чем). Несоответствие (в чем). Обида (на кого, на что). Объявление (чего, о чем). Объяснение (чего, че­му). Ответственность (чего, за что, перед кем). Отказ (в чем, от чего). Отметка (за что, по чему).

372. Составьте словосочетания, подсказанные вопросами.
Благодаря (кому, чему). Близкий (кому, чему, к кому,

к чему). Вблизи (чего, от чего). Взаимодействие (кого, че­го, между кем, между чем, кого с кем, чего с чем). Взаи­мосвязь (чего, между чем). Вклад..вать (что-либо куда, что-либо во что, что-либо где).


373*. Запишите существительные в нужном падеже с данными предлогами.

За счет. Ввиду. Вследствие. Вблизи. В — за (указание времени). В — на (указание местонахождения). В — по (указание пространства и времени). В — при (указание обстоятельств). Из-за — от (при обозначении обстоя­тельств).

374. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

ПРАВИЛА

Я достал лист бумаг., и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиновать бумагу. Но так как л..нейки у ме­ня (не)нашлось я употр..бил для этого латинский лекси­кон. Кроме того что пров..дя пером вдоль лексикона и по­том от..двинув его ок..залось что вместо черты я сделал на бумаг., продолговатую лужу чернил, — лексикон (не)хватал на всю бумагу и черта загнулась по его мягко­му углу. Я взял другую бумагу и передвигая лексикон разл..новал (кое)как. Разд..лив свои обяз..н(?)ости на три рода на обязанности к самому себе к блилсним и к Богу я начал писать первые но их оказалось так много и столь­ко родов и подразделений что надо было прежде написать «Правила жизни» а потом уже принят(?)ся за расписание. Я взял шесть листов бумаги сшил тетрадь и написал свер­ху Правила жизни. Эти два слова были написаны так кри­во и неровно что я долго думал не переписать ли и долго мучился глядя на разорв..н(?)ое расписание3 и это уродл..вое заглавие. Зачем все так прекрасно ясно у меня в душе и так без..бразно выходит на бумаге и вообще в жизни когда я хочу применять к ней что(нибудь) из то­го что думаю? (Л. Толстой.)

Перечитайте III, V и VI главы повести Л. Толстого «Юность». С какими его жизненными правилами вы соглас­ны, с какими не согласны? Составьте свои «Правила жизни», употребляя, где это уместно, причастные и деепричастные обо­роты.





Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в пред­ложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособляются:

1) обстоятельства, уточняющие место или время действия;

2) дополнения, присоединяемые словами кроме, помимо;

3) распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова, в особенности если оно выражено личным местоимением или перед ним уже есть определение.

375. Преобразуйте простые предложения в сложносочиненные с союзом и, запишите их рядом с простыми.

1. Начался дождь и ветер. 2. С двух сторон дороги — хмурые суровые сосны и ели. 3. Тучи бежали по небу и быстро рассеивались. 4. Хотелось проводить друга и за­светло вернуться домой.

376*. Составьте простые или сложные предложения с градаци­онными союзами (вспомните, что такое градация): если нето; не столькосколько; не то чтобыно; не тольконо и.

377*. Подберите или составьте в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между частями; 2) два афоризма с двоеточием между частями.

Основные правила замены прямой речи косвенной.

1. Косвенная речь всегда следует после авторских слов.

2. Косвенная речь передается в форме придаточного предложения.

3. Придаточные предложения, включающие косвен­ную речь, присоединяются к главному с помощью сою­зов и союзных слов что, чтобы, ли. Что использует­ся, если прямая речь выражена повествовательным предложением, чтобы — если прямая речь представ­ляет собой побудительное предложение.


Если прямая речь является вопросительным предло­жением, то при замене косвенной она передается кос­венным вопросом с частицей ли или без нее с помощью союзных слов который, какой, что.

Не забывайте, что в некоторых случаях заменить прямую речь косвенной нельзя, и тогда смысл прямой речи передается другими конструкциями.

378. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Толстый и тон­кий», передайте интонацией внутреннее состояние персонажей. Проведите наблюдение над знаками препинания в диалоге. Ка­кова их синтаксическая и стилистическая роль в рассказе?

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хе­ресом6 и флердоранжем6. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонка­ми. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным под­бородком — его жена, и высокий гимназист с прищурен­ным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. —
Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг
детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошелом­лены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. —
Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня
хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же ду­
шонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат?
Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Лу­
иза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын,
Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг мо­
его детства! В гимназии3 вместе учились.

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. —
Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом




за то, что ты казенную книжку папироской прожег5, а ме­ня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Деть­ми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, востор­женно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже вто­рой год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, а я портсигары приват­но6 из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, зна­ешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначаль­ником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал тол­стый. — Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; каза­лось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и кар­тонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с!
Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вель-
можи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! - поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут чинопо­читание!

— Помилуйте... Что вы-с, — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милостивое внимание вашего превос­ходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луи­за, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тон­кого было написано столько благоговения, сладости и поч­тительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.


Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое бы­ли приятно ошеломлены.

1. Обратите внимание, как меняется поведение Нафанаилаво время диалога тонкого и толстого. Выпишите эти пред­ложения, сделайте вывод.

2. Сравните описание тонкого в начале и в конце встречи с тол­стым: его речь, поведение. Выпишите глаголы, характеризующие эти изменения.

3. Определите функцию каждого из употребленных в тексте зна­ков препинания. Укажите единичные и парные знаки препина­ния.

4. Передайте разговор двух приятелей из рассказа А. Чехова, заменяя прямую речь косвенной или дополнением, слова авто­ра, где это необходимо, вводными словами или же заменяя пря­мую речь описательным оборотом.

379*. 1. Прочитайте высказывания писателей и ученых, разгра­ничивая тембром голоса речь разных лиц в одном и том же от­рывке.

2. Два-три высказывания по вашему выбору сделайте цита­тами, добавляя свои слова и располагая их или в начале выска­зывания, или в середине, или в конце таким образом, чтобы яс­но было, где ваши слова, а где слова писателя, ученого, и что­бы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания — как при прямой речи.

3. Изложите содержание нескольких высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо). Например: Короленко писал, что он трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось ему «все более великим».

1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне все более великим, и новые стороны все продолжают вы­ступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моем почти болезненном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяющим2 образом, как сама природа. Никто не писал с такой захватывающей2 правдой... Это — широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие




образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко.)

2....Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писа­ния, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал чи­тать Чехова, то сначала он показался мне каким-то стран­ным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой.)

3....Спешу в нескольких словах изложить мое мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой дра­ме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им гово­рящие. (И. Гончаров.)

4. Академик Д. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как чело­век говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо».

5. Л. Ландау, обращаясь к молодежи, однажды сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это ка­кая-то усеченная физика... Я, например, в нее не верю».

6. Лирика Анны Ахматовой — неотъемлемая часть на­шей национальной культуры, одна из живых и не утрачи­вающих2 свежести ветвей на древе великой русской поэ­зии. (А. Твардовский.)

7. Как ни говори, а родной язык всегда остается род­ным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного фран­цузского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Толстой.)

8. Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усво­им себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем лег­че, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем на­шу мысль. (Ф. Достоевский.)

9. О, смех великое дело! Ничего более не боится чело­век так, как смеха... Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н. Гоголь.)


10. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они тверже «дер­жат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский.)

Слова, обороты и целые предложения, отражающие точку зрения автора высказывания, выделяются кавычками, если в них не заменены, не опущены какие-либо слова, не изменены их формы. Пропуск то­го или иного слова, оборота, предложения в тексте, взя­том в кавычки, обозначают многоточием в квадратных или рубленых скобках ([...] или <...>).

380. Прежде чем записать текст и правильно расставить знаки препинания в нем, внимательно прочитайте его, осмыслите ин­тонацию каждого предложения, найдите слова, в устной речи выделяемые логическим ударением (подчеркните их), синтакси­ческие паузы (укажите их вертикальной чертой). В предложени­ях с тире между главными членами подчеркните грамматиче­скую основу, укажите, чем она выражена.

В мир., есть (не)только нужное полезное но и красив..е. С того времен., как человек стал человеком с того мгно­вения когда он засмотрелся на лепестки цветка и ве-черн..ю зарю он стал всматриват(?)ся в самого себя. Чело­век постиг красоту.

Красота это глубоко человеческое. Красота существует (не)завис.мо от нашего сознания и вол., но она открывает(?)ся человеком им пост..гается живет в его душ.. (не)было(бы) наш..го сознания не было бы и красоты. <...>

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Чело­веком потому(что) увидел глубину лазурного неба мерца­ние звезд розовый разлив вечерн..й з..ри прозрачною дым­ку степных просторов багровый закат перед ветр..н(?)ым днем треп..тание марева над горизонтом синие тени в суг­робах мартовского снега журавлиную стаю в голубом неб.. отражение солнца в мириадах капель утр..н(?)ей росы се­рые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с.реневом кусте нежный стеб..лек и голубой колоколь­чик подснежн..ка увидел и изумлен(?)ый пош..л по земл.. создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлени.. перед красотой и в тво­ем сердц.. расцв..тет благ..родство. Перед человеком от-




крыл..сь радость жизни (по)тому что он услыш..л Ш..ПОТ листьев и песню кузнеч..ка журчанье весен(?)его ручейка и переливы серебр..н(?)ых колокольчиков жав..ронка в го­ряч., м летнем неб., шуршанье снежин..к и стон м..тели ласковое пл..еканье волны и торжественную тишину ноч.. услышал и зат..ив дыханье слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее. (Б. Сухомлинский.)

381*. Прочитайте тексты. Проанализируйте их: найдите непра­вильно поставленные знаки препинания. Исправьте ошибки.

I. Знаете ли вы что многие, птицы получили свое на­
звание по их крику, или по цвету, оперения? Иногда об
этом нетрудно догадаться только, надо немного подумать,
над словом иногда посмотреть, в словаре внимательно по­
смотреть, на перышки птиц.

II. Недавно шел, первый снег и все в природе находи­
лось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло,
снегом мягко, хрустел снег; земля, крыши, деревья,
скамьи, на бульварах — все было мягко, бело, холодно, и
от этого, дома выглядели иначе чем вчера фонари горели,
ярче воздух был, прозрачный экипажи стучали глуше, и
в душу вместе со свежим, морозным воздухом просилось
чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег...

III. Допевают свои весенние песни, соловьи еще сохра­
нились в защищенных местах, одуванчики и, может быть
где-нибудь, белеет ландыш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: