Приговор

Судья: Должен сказать, ваша защита произвела на меня большое впечатление. Мне кажется, вам удалось показать, что в отношении вашей


виновности возможны весьма серьезные сомнения. По-видимому и наука на вашей стороне.

Дивни: Значит, меня оправдают?

Судья: Нет, конечно. Я готов согласиться с тем, что вас нельзя упрекнуть с точки зрения морали. Однако я все-таки считаю, что вас нужно упрятать в тюрьму. Есть еще одна причина, по которой нужно осудить человека, даже если у него нет свободы воли и он не заслуживает наказания.

Дивни: Какая причина?

Судья: Хотя вы и не заслужили наказания, оно необходимо, ибо удержит других людей от совершения подобных преступлений.

Дивни: С этим можно согласиться.

Судья: Я могу также отправить вас в реабилитационный центр, где вас излечат от склонности совершать такие преступления в дальнейшем.

Дивни: Это верно.

Судья: Еще более важно то, что если бы я считал вас способным вновь совершить преступление...

Дивни: Ну что вы!

Судья: То я заключил бы вас в тюрьму, чтобы уберечь от возможности повторного осуждения.

Дивни отправляется за решетку.

Заключение

Обычно мы считаем, что люди часто заслуживают наказания, но открытия современной науки заставляют усомниться в этом убеждении «здравого смысла». По-видимому, что бы мы ни сделали, нас нельзя винить за это. Тем не менее тюрьмы и иные виды наказания сохраняются. Однако постепенно мы приходим к мысли о том, что наше отношение к наказаниям должно радикально измениться. Или же мы должны найти ошибку в рассуждениях Дивни.


Что читать дальше?

Позиции «здравого
смысла» в этой главе
были
противопоставлены
философские
аргументы. В
противоположность
внешней очевидности
эти аргументы
показывают, что мы не
свободны. Другие
примеры того, каким
образом философские
рассуждения приводят
к необычным,
противоречащим
интуиции следствиям,
см. в гл. 3
«Изолированный мозг», в гл. 8
«Удивительные
рассуждения
рационального
дантиста», в гл. 14
«Почему мы ожидаем,
что Солнце завтра
взойдет?» и в гл. 25
«Семь парадоксов».


16.
ТАЙНА ЗНАЧЕНИЯ

Я

зык является чрезвычайно мощным инструментом — наиболее важным из всех инструментов, имеющихся в нашем распоряжении. Каким образом наши звуки, написанные крючки и другие знаки приобретают способность что-то означать? Что такое значение? В этой главе мы познакомимся с основными идеями двух философов — Джона Локка (1632— 1704) и Людвига Витгенштейна (1889—1951).

Откуда берется значение?

Взглянем на следующий ряд прямых и кривых линий:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: