Орудия мысли: сами себя обосновывающие убеждения

Какого рода убеждения могут обосновывать сами себя? Может быть, таким будет убеждение в том, что я существую? Самим своим убеждением в том, что я существую, я обосновываю, что это так. Само мое убеждение дает мне основание предполагать, что оно истинно.

Некоторые философы полагали, что наши убеждения относительно того, какими представляются нам окружающие предметы, также обосновывают сами себя. Я могу ошибаться, считая, что передо мной лежит помидор, — это может быть галлюцинацией. Но я не могу ошибаться, считая, что мне кажется, будто передо мной лежит помидор. Поэтому мои убеждения относительно моих представлений о вещах обосновывают сами себя (или не требуют обоснования?).

Пэт: Теперь нам достаточно ясно, что, если мы хотим избежать скептического вывода о том, будто знание нам недоступно, приходится признать, что не все наши убеждения требуют обоснования. Должны существовать хотя бы некоторые убеждения, которые считаются


знанием, хотя и не имеют обоснования. Поэтому твоя теория, будто знание есть обоснованное истинное убеждение, ложна.

Такова серьезная проблема, встающая перед теорией, считающей знанием только обоснованные истинные убеждения: эта теория лишает нас вообще какого-либо знания. Я называю эту проблему проблемой регресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: