double arrow

В работах В. Джеймса

Центральные вопросы в отношении внимания, занимавшие основателя экспериментальной психологии В. Вундта, можно сформулировать так: как соотносятся сознание и внимание, какую функцию выполняет внимание в организации содержаний сознания?

Для разграничения явлений внимания и явлений сознания, которые в целом представлялись В. Вундту однородными, он использовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как мы видим, внимание, по В. Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

В своих опытах по изучению объема сознания Вундт установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов-Объем сознания определялся длиной такого ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса:«— раз — два — три), четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет.

Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив, следующий — менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.

Для того чтобы измерить «объем» той узкой зоны поля сознания, который Вундт и называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных звуков, которые испытуемым не удавалось объединить в такты. В этом случае испытуемые могли ясно различить только шесть элементов. Таким образом, В. Вундт пришел к заключению, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания состоит из шести изолированных элементов.

Способность человеческого внимания одновременно охватывать не более шести изолированных элементов, по мнению Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разработанный французским учителем XVIII в. Луи Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации из выпуклых точек. Каждый из 63 символов в алфавите Брайля включал в себя не более шести точек (рис. 34). Таким образом, слепой мог одномоментно распознать букву.

EG R Y

Рис. 34. Буквы алфавита Л. Брайля

Процесс действия внимания Вундт наглядно продемонстриро-Вал на примере восприятия многобуквенных слов. Бросьте взгляд На слово «достопримечательность». Несмотря на то что в этом Слове 21 буква, т.е. его длина в несколько раз превышает объем внимания, вы способны мгновенно его осознать. По Вундту, внимание не схватывает все слово сразу. В его объем в каждую единицу времени попадает лишь ограниченная часть целого (в нашем

случае шесть букв), от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям целого, которые находятся в более отдаленных областях сознания. Иными словами, ассоциативная связь фокуса (внимания) и периферии дает нам возможность осознать целое.

Описывая отношения содержаний сознания, которые находятся в фокусе внимания и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, В. Вундт использовал предложенные еще Лейбницем термины «перцепции» и «апперцепции». Перцепцией называется вхождение содержания в сознание. Апперцепцией называется сосредоточение внимание на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Вундт отмечал, что наша способность к осознанию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (Внимание = Сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и перцепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (Сознание > Внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Э.Б. Титченер, в основном разделяя взгляд Вундта на внимание, привлек для его иллюстрации дополнительную метафору волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется). Титченер описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим. Явление аккомодации внимания было показано в эксперименте.

Для проведения опыта использовалась несложная установка: картонная дуга, надетая на метроном и колокольчик (рис. 35) Испытуемый видел стрелку, движущуюся вдоль дуги. Деление в 22 градуса было отмечено красной чертой. Когда стр'елка достигала красной черты, звонил колокольчик. Испытуемые должны были ответить на вопрос: «Где находится стрелка в тот момент, когДа звонит колокольчик?». Одних испытуемых при этом просили следить за стрелкой, а других — за колокольчиком. Представители первой группы говорили, что в момент звона колокольчика стреЛ'

Л находилась на отметке в чл градусов. Другими словами, jjjj сначала видели стрелку, а потом, с задержкой, слышали звук- В данном случае проявлялась аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому. Представители второй группы говорили, что в момент звона колокольчика стрелка находилась на отметке в 15 градусов. Получается, что они сначала слышали звук, а уж потом видели стрелку. Здесь Титченер сталкивался с аккомодацией внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному. Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания. По словам Титченера, «легче сохранить существующее направление внимания, чем проложить ему новый путь». Действительно, нам легче, например, поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, Чем переключиться на новый.

Титченер также создал одну из ранних классификаций внимания, разделив виды внимания по степени произвольности. Он вы-Делил первичное внимание (непроизвольное). В случае первичного внимания новые, неожиданные или, наоборот, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально берут наше сознание штурмом. С иной формой первичного внимания Титченер связывает случаи совпадений. По его мнению, совпадений в собственном смысле этого слова не так уж и много. Чаще мы просто думаем О каком-либо предмете и именно поэтому все, что связанно с ним, обращает на себя наше внимание. Вторичным вниманием Титченер Называет такой вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание является активным й произвольным. Вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания Овладеть сознанием человека.

Рис. 35. Экспериментальная

установка для исследования

аккомодации внимания

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

В качестве особого вида внимания Титченером выделяется пеп. вичное производное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков (стимулы для привлечения первичного внимания).

В. Джеймса как убежденного функционалиста в первую очередь волновала проблема колебаний внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться долее нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. Данное положение легко проиллюстрировать с помощью «двузначных фигур» (см. рис. 6). Если просто смотреть на подобное изображение, Жена и Теща начинают «перемигиваться». Внимание на одном из изображений можно устойчиво удержать только в том случае, когда вы станете некоторым образом «развивать» объект внимания. Например, станете считать морщины на шее Тещи или ресницы Жены. Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны Джеймс связывает феномен гениальности. Он полагает, что гений способен добиться выдающихся успехов на каком-либо поприще оттого, что его занятие ему никогда не наскучивает, он все время воспринимает его по-разному, все более и более вовлекаясь в него.

В работах Джеймса встречаются указания на явление «препер-цепции». Смысл этого понятия очень близок термину аккомодация в терминологии Титченера. Преперцепцией называется мысленное ожидание наступающего явления. «Преперцепция есть половина перцепции», — говорит Джеймс. В дальнейшем мысль о готовности психики избирательно воспринимать один тип информации и отвергать другой получила развитие в когнитивной психологии.

Джеймс предложил также одну из самых многоаспектных классификаций внимания. Он выделили шесть видов внимания (табл. 12) по критериям произвольности, направленности (на внешний или внутренний мир субъекта) и способу связи акта внимания с наличным мотивационным состоянием (непосредственно или через ассоциативную связь).

6.2. Классические теории внимания

Таблица 12 Классификация видов внимания, по В. Джеймсу

  Непроизвольное   Произвольное  
Чувственное   Опосредствованное        
        Опосредствованное  
  Непосредственное        
р: Интеллектуальное   Опосредствованное        
    Опосредствованное  
Непосредственное      

' Например, спешащий на работу человек вдруг замирает у витрины магазина, увидев на обложке одного из журналов фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен. В этом случае его акт внимания можно классифицировать как чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Когда выпускник института мысленно продумывает порядок разговора с потенциальным работодателем, от успеха которого зависят его Дальнейшие служебные перспективы, мы говорим об интеллектуальном произвольном опосредствованном внимании.

6.2.2. Моторные теории внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге

I Моторные теории внимания объединяет акцент на двигательной составляющей акта внимания. Субъективное переживание внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса.

L Т. Рибо определяет внимание как умственный моноидеизм (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Внимание, по Рибо, представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие Являются необходимыми элементами. Рибо трактует внимание как Явление психологической и физиологической неподвижности (за-Держки) и в этом смысле — как состояние, которое противостоит Нормальному течению жизненных процессов. «Антагонизм между вНиманием и нормальной психической жизнью заключается в том.

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

что внимание стремится к единству сознания, в то время как нормальное состояние — это множественность состояний», — пишет оц. Т. Рибо выделяет три вида физиологических элементов внимания.-1) сосудистые, 2) дыхательные, 3) мимические и пантомимические. Особенно ярко явление внимания проявляется в мимике. В акте внимания происходит сокращение лобного мускула, за счет чего приподнимаются брови, широко раскрываются глаза и рот, а губы немного вытягиваются вперед. Эволюционный смысл подобной мимики заключается в том, чтобы лучше видеть (а может быть, даже и попробовать на вкус) исследуемый объект. Неразрывность физиологической и психологической сторон внимания Рибо иллюстрирует устойчивыми языковыми идиомами: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли от удивления».

Особенно значимым Рибо считал воспитание произвольного внимания. Развитие произвольности внимания, по его мнению, начинается с опоры на простейшие аффекты ребенка. То, что само по себе не вызывает естественного внимания, ассоциативно связывается с объектами, которые вызывают непроизвольный интерес. В дальнейшем произвольное внимание поддерживается привычкой.

Отечественный ученый Н.Н. Ланге выдвинул концепцию волевого внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Критерий моментальное™ был введен в определение для того, чтобы подчеркнуть отличие акта внимания от других приспособительных реакций организма (например, обучения или полезных мутаций). Н.Н. Ланге разбивает протекание акта внимания на три фазы: первичное восприятие; реакцию, улучшающую восприятие, и собственно улучшенное восприятие.

Классификация видов внимания Н.Н. Ланге совпадает с классификацией различных форм реагирования человека. Рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). В инстинктивном внимании приспособительная реакция опосредствуется эмоциональным состоянием (например, реакция удивления). И, наконец, волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий.

Ланге задается вопросом об основном механизме волевого внимания. Чем достигается эффект волевого внимания — усилением интенсивности представления или увеличением ясности и отчетливости представления? Ланге приходит к выводу, что верна первая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: