Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком?

Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самока­тящееся колесо, начальное движение, святое слово самоутверждения.

Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблю­дом, львом верблюд и, наконец, лев ребенком».

Много раз читал я этот отрывок своим ученикам и па­циентам и каж­дый раз был глубоко взволнован. В аудито­рии наступало какое-то особое молчание, нечто вроде нир­ваны. И мне уже не надо было долго объяснять, что такое Родитель, Взрослый и Дитя. Становилось ясно, какого дра­кона вырастил каждый в самом себе, что необходимо му­жество льва, чтобы убить этого дракона, чтобы сказать са­мому себе: «Долой «ты должен», да здравствует «я хочу»! и найти свой мир.

А теперь некоторые цитаты из Ф. Ницше почти без ком­ментариев.

«Наши недостатки суть наши лучшие учителя». Исправляя их, мы растем.

«Актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди от недолюбленности».

«Никто не говорит более страстно о своем праве, чем тот, кто в глубине души сомневается в нем. Привлекая на свою сторону страсть, он хочет заглушить разум и его сомнения: так он приобре­тает чистую совесть и успех у ближних». Хорошее правило! Следует помнить указание З. Фрейда, что голос интеллекта тих.

«Преимущество плохой памяти состоит в том, что одними и теми же хорошими вещами можно несколько раз наслаж­даться впервые».

«Когда имеешь многое вложить, у дня находится много карма­нов». Я заметил, что суета и нехватка времени — при­знак пустоты.

«Зависть и ревность суть срамные части человеческой души». Очень меткое замечание. Это не просто душевные ка­чества. Это признаки болезни, если не настоящей, то будущей.

«Кто направляет страсть на дела, тот отнимает много огня у своей страсти к отдельным личностям». Хороший совет тем, кому не везет в любви. Займись делом. Франкл и Овидий считали это лучшим лекарством от неудачи в любви.

«Удовольствие принадлежит полузнающим». Правильно. Знающие наслаждаются!

«Лесть — снотворное, которое, если не усыпляет, еще бо­лее укрепляет в бодрствовании». Блестящая мысль! Давайте укрепляться в бодрствовании, когда нам льстят. Я придумал психологическое лекарство от лести. Когда мне льстят («Михаил Ефимович, какой вы чудесный доктор!»), я отве­чаю следующим образом: «Спасибо за комплимент! Я до­гадываюсь о том, что вы принесли мне подарок и стесняе­тесь его вручить. Не смущайтесь. Я готов его принять!» Или: «Что это вы вдруг стали меня хвалить? Наверное, подарок принесли?» Обычно после такой реплики Лиса Патрикеевна смущается. В этот момент можно добавить: «Вот види­те, какой я проницательный! Ведь не ошибся!» Думаю, что, если бы Ворона прошла у нас психологи­ческую подготов­ку, Лисице не удалось бы выманить у нее сыр. Она спрята­ла бы сыр под крыло, а после этого каркнула.

«Неуверенные в общении люди пользуются всяким случа­ем, чтобы показать перед обществом на ком-нибудь, кто их ниже, свое превосходство с помощью насмешек».

«Ирония уместна лишь как педагогическое средство в об­щении учителя с учениками. В других случаях ирония — это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадного превосход­ства...» Мне довелось обследовать ироничных людей и на­смешников. В глубине души у них тревога и депрессия. Ведь они фактически ничего не создают, а их насмешки помо­гают усовершенствоваться тем, над кем они иронизируют. Не бойтесь насмешников, применяйте принцип амортиза­ции, соглашайтесь со всеми их выпадами, как это делал Швейк. Когда его называли идиотом, он тут же соглашал­ся с этим, ставя в неловкое положение обидчика. Об этом я рассказал в книге «Психологическое айкидо».

«Мало найдется людей, которые, затрудняясь в материа­ле беседы, не выдали бы тайны своего друга».

«Гораздо приятнее обижать и просить потом прощение, чем быть обиженным и даровать прощение».

«Кто всегда прислушивается к тому, как его оценивают, будет всегда огорчаться».

«Если бы не существовало любопытства, люди мало бы де­лали для блага ближнего. Любопытство под именем долга и состра­дания втирается в дом несчастного или нуждающегося».

«Есть две формы дружбы: круг и лестница». Долго не мог понять, в чем дело. Потом как-то пробило. Круг — это ког­да все время одно и то же, лестница — это тогда, когда про­гресс. С моей точки зрения, дружба — это только лестница.

«Долгие и великие страдания воспитывают из человека тирана». Удивительно точно! Джинн, пересидевший в сво­ей бутылке, предложил своему спасителю выбрать не бла­га, а только форму смерти.

«Люди качества стремятся к малому».

«Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика».

«Побороть свой аффект — значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным». Предтеча мысли о психо­ло­ги­ческих защитах.

«И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему слишком много чести». Подумай, стоит ли ненавидеть. Не много ли чести?

«Кто дает советы больному, приобретает чувство превос­ход­ства над ним, все равно, были ли они приняты или отверг­нуты. Поэтому раздражительные и гордые больные ненавидят совет­чи­ков еще больше, чем свою болезнь». Вывод: не сове­туй и не прини­май советов.

«Мы часто противоречим какому-либо мнению, хотя нам соб­ствен­но лишь несимпатичен тон, которым оно излагается». Вывод: когда слушаешь, научись не обращать внимания на тон, следи за содержанием; когда говоришь, следи не толь­ко за содержанием, но и за тоном.

«Верное средство рассердить людей и внушить им злые мысли — заставить их долго ждать». Хорошая рекомендация, когда хочешь кого-то разозлить.

«Кто не умеет сохранить во льду свои мысли, тот не дол­жен предаваться горячке спора».

«Самомнение — та сорная трава, которая портит нам лю­бую жатву».

«В любви нет остановки». Истина, которую следует усво­ить молодоженам.

«В состоянии ненависти женщины опаснее мужчин: во-пер­вых, потому, что их возбужденное враждебное настроение не сдер­живается никакими соображениями справедливости и что их ненависть беспрепятственно нарастает до последних ее результа­тов, и, во-вторых, потому, что они привыкли отыски­вать уязвимые места и колоть в них, тогда как мужчина при виде раны становится более великодушным». Сейчас идет феминизация мужчин. Их ненависть начинает приобретать те же черты.

«Ни один победитель не верит в случайности». И, следо­вательно, не надеется, а действует.

«Что мы делаем, того никогда не понимают, но всегда лишь хвалят или порицают».

«Кто обладает величием, тот жесток к своим добродетелям».

«Плох тот, кто вечно хочет стыдить». Мысль для родите­лей, учителей, начальников.

«Человечнее всего уберечь кого-либо от стыда». Совет тем же.

«Мир всегда предстает полнее тому, кто растет в высоту человечества; постоянно умножаются нюансы удовольствия и неудовольствия».

«Я получаю удовольствие, когда слышу о злых действиях против меня. Так и надо! — говорю я как бы им, — ведь я мало чем похож на вас, и на моей стороне так много правды; все-таки проведите денек за мой счет».

«Искусство общения покоится на умении принимать еду, к кухне которой не питаешь доверия. Ах как трудно перевари­ваются ближние! Первый принцип: мобилизовать все свое муже­ство, прикусить зубами свое отвращение, заглотить чув­ство тош­но­ты. Второй принцип: «исправлять» своего ближне­го, расхва­ливая его; или, ухватясь за кончик его хороших свойств, тащить за него, покуда не вытащишь его добродетель и не спрячешь ближнего в ее складках. Третий принцип: са­могипноз под назва­нием «терпение». Ятолько за второе пра­вило. Его следует поставить первым, тогда временно мож­но следовать и первому принципу.

«Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним».

«Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели». Заканчивая цитирование Ф. Ницше, хочу подчеркнуть, что основная моя задача — привлечь внимание психотерапев­тов к изучению работ этого выдающегося философа.


Литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическою грамотность», 1995. 296 с.

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Издание Московской патриархии, 1968. 1372 с.

Данте А. Божественная комедия / Пер. с итал. М. Лозин­ского. Минск: Мает, лк, 1987. 575 с.

Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с. (Классики мировой психологии).

Диоген Люртский. О жизни, учениях и изречениях зна­менитых философов/Пер. М.Л. Гаспарова. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 571 с.

Кун И. А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Учпед­гиз, 1957. 464 с.

Линдеман X. Аутогенная тренировка. М.: «Физкультура и спорт», 1980. 135 с.

Линдеман Э. Клиника острого горя //В кн. Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Московского университета, 1984.

Литвак М.Е. Бинтование душевных ран или психотера­пия. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 312 с.

Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 600 с.

Литвак М.Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по пси­хотерапии / Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 478 с.

Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.

Литвак М. Е. Командовать или подчиняться. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 380 с.

Литвак М. Е. Неврозы: Клиника, профилактика и лече­ние. Ростов н/Д: Пайк, 1993. 112 с.

Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д: Кни­га, 2001. 104 с.

Литвак М.Е. Психологическая диета. Ростов н/Д: Пси­хологическое айкидо, 1993. 60 с. (Сер. «Психотерапия для всех»)

Литвак М. Е. Психотерапевтические этюды: Учеб. посо­бие. Ростов н/Д: Изд-во «Пайк», 1996. 224 с.

Литвак М. Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.

Литвак М.Е. Принцип сперматозоида. Ростов н/Д: Фе­никс, 2004. 512 с.

Литвак М.Е. Профессия — психолог. Ростов н/Д: Фе­никс, 1999. 352 с.

Литвак М.Е. Похождения Вечного Принца. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 640 с.

Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. Ростов н/Д: Фе­никс, 2004. 480 с.

МаслоуА. Личность и мотивации / Пер. с англ. А.М. Тат-лыбаевой. СПб.: Eepastra, 1999. 478 с.

Морено Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ. Красно­ярск: Изд-во Фонда ментального здоровья, 1993. 126 с.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 829 с; Т. 2. 829 с.

Овидий Н. Лекарство от любви // Наука любви / Ред.-сост. В. В. Устенко. М.: Политиздат, 1990. 319 с.

Перле Ф., Гудмен /7., Хефферлин Р. Практикум по геш-тальттерапии. Красноярск: Изд-во Управления печати и информации администрации Красноярского края, 1993. 184 с.

Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1968. 607 с.

Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993. 225 с.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным: Сенека, Честерфильд, Моруа. М.: Политиздат, 1992. С. 5‑110.

Скиннер Б. Цит. по Дж. Фейдимену, Р. Фрейгеру.

Стюарт Я., Джайне В. Современный трансактный ана­лиз / Пер. с англ. Д. Касьянова. Изд-во «Социально-пси­хологический центр», 1996. 330 с.

ФейдименДж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост/ Техн. пер. с англ. М. П. Папуша. М.: Всесоюзный центр перевода. N перевода М. — 22223. 370 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведе­ний. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологи­ческих проблем этики / Пер. с англ. Л. А.Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.

Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995. 256 с.

Корни К. Невротическая личность нашего времени: Са­моанализ/ Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993. 480 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза // Психоаналиэ и культура: Избранные тру­ды Карен Хорни и Эриха Фоомма. М.: Юрист, 1995. С. 5— 190.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Из­бранные произведения. М.г Просвещение, 1993. С. 189— 370.

Шопенгауэр А. Новые паралипомены: Отдельные, но си­стематически изложенные мысли о разного рода предметах (1810—1860)// Об интересном. - М.: Олимп, АСТ-ЛТД. 1997. С. 68-401.

Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. СПб: Ювен-та; М.: Прогресс-Универс, 1995. 716 с.

Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевти­ческие новеллы / Пер. с англ. А. Б. Фенько. М.: Независи­мая фирма-класс, 1997. 288 с. (Библиотека психологии и психотерапии).

Веек А. Т. Cognitive Therapy and Emotional Disoders. N.Y.: Penguin book, 1979. 340 p.

Berne E. Game People play. The Psychology of Human Relaionships. Repr. Harmondsworth. N.Y.: Penguin Book, 1976. 173 p.

Berne E. What do you say after you say «Hallo». The Phsychoiogy of Human Destmy. N.Y.: Grove Press, 1977. 457 p.

Homey K. Neurosis and Human Growth. The Struggle Toward Self Realisation. N.Y.:W.W. Norton and со, 1950. 682 p.

Rogers C.R. Encounter groups. Repr. Harmondsworth; N.Y.: Pengum book, 1975. 174 p.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: