Методы и направления регулирования безработицы

В настоящее время среди стран с рыночной экономикой нет таких, которые бы опира­лись только на саморегулирующийся механизм рынка. Элементы государственного регулирования в той или иной степени приме­няют все страны. Так, в промышленно развитых странах существуют три основные институциональные модели политики занятости, сочетающие в себе элементы государственного и ры­ночного регулирования: европейская, скандинавская, американс­кая. Для России точное копирование какой-то одной из зарубежных моделей нецелесообразно. Необходимо создать новую российскую модель эффективной занятости исходя из имеющего­ся опыта политики занятости, менталитета населения, российс­кой действительности.

Основным инструментариемполитики занятости, специ­ально финансируемым сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001 г. — из федерального и местного бюд­жетов как напрямую, так и через казначейство, являются соот­ветствующие международной практике и российскому зако­нодательству активный и пассивный методы государственного регулирования занятости.

Активная политика занятости — совокупность организа­ционных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктив­ной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственнос­ти свободно нанимать работников для эффективного произ­водства.

Активная политика занятости включает, прежде всего, меры:

¨ по обеспечению повышения конкурентоспособно­сти работников, социально-профессиональной мобильно­сти — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по сво­ей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

¨ инициирующие спрос на рабочую силу как со сто­роны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

¨ поощряющие развитие малого предпринима­тельства и самозанятости. Основным инструментом политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безра­ботице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товара­ми первой необходимости, лечения и др.).

К пассивным мерам также относятся так называемые ком­пенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неде­лю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавли­ваются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «про­блемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выпла­те заработной платы.

Обратимся к практике стран ЕС и стран Восточной Азии.

В 1997 г. был принят Амстердамский договор, в котором зафиксированы 4 основные направления совершенствования структуры занятости в рамках ЕС. К ним относятся:

1. Оптимизация структуры занятости и формирование новых профессиональных навыков. Ключевыми задачами стратегии являются борьба с молодёжной безработицей и превентивные меры в отношении долгосрочной безработицы: в первые шесть месяцев пребывания без работы каждому молодому человеку могут быть предложены новые возможности в форме обучения, переподготовки, стажировки или в другой форме, взрослым безработным подобная возможность предоставляется в первые 12 месяцев пребывания без работы; развитие партнёрских отношений – государства и социальные партнёры должны совместными усилиями обеспечивать возможности постоянного повышения квалификации и переподготовки в соответствии с новыми требованиями времени; облегчение перехода от школы к работе: принятие мер по совершенствованию качества и структуры среднего образования с тем, чтобы сократить число молодых людей, бросающих обучение, а также обеспечение большей адаптационной способности молодых людей к происходящим технологическим и экономическим изменениям и к приобретению необходимых для рынка труда навыков в результате прохождения специальной подготовки и обучения.

2. Развитие предпринимательства. Предпринимательство в данном случае понимается широко и включает в себя создание новых предприятий, развитие уже существующих и расширение их бизнеса, стимулирование инициативы внутри крупных фирм. Новые возможности, предоставляемые Европейским инвестиционным банком, в сочетании с другими мерами государства позволят облегчить процедуру создания нового бизнеса. На государство в этой связи ложится задача упростить процедуры взимания налогов и снизить общий уровень налоговой нагрузки на малые и средние предприятия.

3. Усиление адаптационной способности. Здесь подразумевается адаптация всей экономики в целом и рынка труда в частности к быстроменяющимся условиям бизнеса. Это касается, прежде всего, технологических изменений, преобразования структуры производства и появления новых товаров и услуг. Адаптация заключается в изменении системы организации труда, трудовых контрактов, управления персоналом, системы образования и подготовки кадров.

4. Обеспечение равных возможностей. Подразумевается решение гендерной проблемы с тем, чтобы мужчины и женщины могли работать на равных условиях и иметь равные права и обязанности с целью сокращения экономических потерь от неполного и неэффективного использования труда всех слоёв населения. Принцип касается также устранения неравенства и более активного вовлечения в трудовую деятельность инвалидов.

Практика развивающихся стран Восточной Азии в сфере регулирования национальных рынков труда представлена четырьмя основными программами:

¨ оказание содействия безработным в поиске работы (информирование о наличии вакантных мест, помощь в поиске работы, система подготовки и переподготовки кадров);

¨ создание новых рабочих мест (использование не только государственных, но в большей степени частнопредпринимательских финансовых возможностей и инициатив);

¨ укрепления социальной безопасности населения (страхование от потери работы, предоставление государственных целевых займов, расширение правительственных программ по трансфертам и т.п.);

¨ содействия повышению производительности труда, реструктуризации и стабилизации национальной экономики (предоставление информации, улучшение взаимоотношений между работающими и работодателями, поиск путей, альтернативных увольнению, содействие возвращению уволенных сотрудников в число частично занятых).

Как правило, национальные стратегии содействия занятости имеют разносторонний характер и реализуются по многим направлениям четырёх рассмотренных выше программ. Эти меры должны быть включены в национальные планы совершенствования занятости.

Государственными органами по вопросам занятости являются Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и территориаль­ные органы по вопросам занятости. Их функции распределяются так.

Федеральная служба по труду и занятости России в составе вышеозначенного министерства осуществляет финансирование меро­приятий по вопросам занятости; на основе анализа состояния рынка труда разрабатывает и направляет в территории конт­рольные цифры для разработки региональных программ заня­тости; разрабатывает нормативы и правовую документацию для осуществления этого направления социальной политики.

Департаменты Федеральной государственной службы занятости населенияраспределяют финансовые средства на ре­ализацию программ занятости и осуществляют функции кон­троля за их использованием, а также оказывают координа­ционные, методические услуги центрам занятости; устанав­ливают контрольные цифры для региона; издают приказы и распоряжения на основе имеющейся нормативной докумен­тации.

Территориальные органы по вопросам занятости - центры занятости (это название со­хранилось только за структурами, работающими на уровне район/город) заключают соглашения с администрацией о раз­работке и совместном финансировании региональных про­грамм занятости; заключают договоры о реализации меро­приятий активной политики занятости и совместном финан­сировании общественных работ, временной занятости, субси­дированной занятости, организовывают выполнение заказов предприятия на обучение персонала; представляют в установ­ленном порядке договоры на финансирование содержания цен­тра занятости, выплату пособий, для реализации мероприя­тий активной политики занятости; организовывают реализацию направле­ний активной политики занятости на основе конкурсного от­бора путем проведения торгов. Непосредственно спланирован­ные мероприятия активной политики занятости осуществля­ют организации или физические лица, выигравшие тендер на предоставление данной конкретной услуги.

Для социальной защиты безработных разработан и осуществляется ряд мер: прямых и косвенных. Прямые - возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест, сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях, организация общественных работ, создание рабочих мест для различных категорий безработных. Косвенные - административное или законодательное регулирование занятости, а именно: обеспечение правовой защищённости наёмных работников; обучение и переобучение работников; выплата пособий по безработице, проведение ярмарок и аукционов вакансий; развитие самозанятости; использование альтернативных форм занятости (гибкие и нетрадиционные), а также мирового опыта «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: