Инфляция: сущность, причины и виды

Инфляция (от лат. Inflatio - вздутие) является одной из важнейших макроэкономических проблем. Инфляция - процесс обесценивания денег вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.

В мировой экономической литературе выделяют три основные причиныинфляции:

¨ государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;

¨ монополия профсоюзов на рынке труда, задающих размеры и продолжительность того или иного уровня оплаты труда при заключении коллективных договоров;

¨ монополия крупных фирм на определение цен и собственных издержек.

В целом инфляции присущи следующие черты: переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками и их обесценивание; повышение товарных цен; падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.

В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют различные виды инфляции: спроса, издержек, кредитную, социальную, структурную, прибылей, налогов и др.

Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объёмом производств товаров и услуг. Избыточный спрос приводит к завышению цен на реальный объём производства.

Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат производителей и приходят в состояние неравновесия по сравнению с обращением денег. В свою очередь, рост издержек может быть обусловлен такими причинами, как рост цен на энергоносители и увеличение номинальной заработной платы. Динамика заработной платы может дать мощный импульс последующему развитию инфляционного процесса.

Структурная инфляция предполагает перемещение спроса, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижаются незначительно. Вследствие этого цены в среднем растут.

Инфляция прибылей проявляется в получении сверхприбылей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведёт к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшением качества продукции. Этот фактор проявляется в условиях ослабления государственного контроля над ценами, при отсутствии конкуренции и монополизации экономики.

Инфляцию налогов может вызвать государство, повышающее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно - через рост заработной платы. Это уменьшает возможности накопления, а следовательно, инвестирования, тормозит производство, снижает предложение товаров.

По характеру проявления инфляция может протекать в открытой (явной) или скрытой (подавленной) форме. Это зависит от характера государственного вмешательства в экономику и инструментов антиинфляционной политики. Первая проявляется в росте цен, при второй жёсткое регулирование цен государством парализует рыночный механизм и приводит к нехватке товаров, постоянному дефициту, очередям.

Уровень инфляции соответствует темпу прироста цен, выраженному в процентах или индексу цен. Этот индекс определяется с учётом определённых наборов товаров. Наиболее распространены: индекс потребительских цен, потребительской корзины, индекс всей совокупности произведённых товаров, т.е. индекс рыночных цен, рыночной корзины.

Например, цена рыночной корзины составляла условно в 2000 г. 100 трлн.р. в текущих ценах, а в ценах базового 1990 г. - 50 трлн.р., тогда индекс рыночных цен, рыночной корзины будет равен

ИРЦ = 100/50 = 2, а в процентах - 200 (2*100)

Данный индекс характеризует инфляцию за 1990-2000 гг. Она выросла в 2 раза, или составила 200 % в 2000 г. к уровню 1990 г., или возросла на 100 %.

По скорости и характеру распространения выделяют ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию. Если темпы роста цен составляют до 10 % в год, отмечают умеренную инфляцию, при росте цен до 200 % в год - галопирующую, свыше 200 % в год - гиперинфляцию. При гиперинфляции рост цен может выражаться десяти- и двенадцатизначными цифрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: