double arrow

Хлеб — основа рациона Иисуса


Когда я попаду на небо, то задам Господу множество вопро­сов. Например, мне очень хочется узнать, на что была похожа манна. Я даже попрошу, чтобы Он дал мне ее попробовать! Как медику и ученому мне хотелось бы исследовать эту зага­дочную пищу. У меня есть сомнения, что манна в буквальном смысле слова представляет собой «хлеб с неба», как ее опи­сывает Библия.

Когда Моисей вывел народ израильский из Египта, чтобы привести его в Ханаан, Землю обетованную, на пути по Синайскому полуострову он столкнулся с большими трудно­стями. Даже в наше время эта местность весьма негостеприим­на. Она представляет собой настоящую пустыню из песчаных ДЮН, известняковых плато и гранитных скал более 200 метров высотой. В ней очень мало источников воды. В такой местно­сти не растут растения, которые могли бы обеспечить челове­ка пищей.

Для израильского народа Бог послал с неба манну, которая в течение сорока лет составляла основу их питания. «И сказал Господь Моисею: вот, я одождю вам хлеб с неба; и пусть на­род выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход 16:4). Точное количество, определенное для сбора, называлось «гомор» (2,2 литра).




Позже Моисей сказал своему народу:

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы ис­пытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:2-3).

Манна была пищей, незнакомой израильтянам. На самом деле ее потому и назвали манной, что, когда израильтяне впервые увидели ее, они спросили: «Что это такое?». На ив­рите этот вопрос звучит как «Манна?». Она представляла со­бой мелкие, «как иней на земле», круглые кориандровые се­мена жемчужно-белого цвета. Манну можно было готовить как зерно: молоть жерновами или толочь в ступке, а затем варить в котлах или печь лепешки. На вкус она напоминала «лепешки с елеем» (Числа 11:8) или «лепешки с медом» (Ис­ход 16:31).

Когда на израильский лагерь ночью падала роса, появля­лась манна, и утром земля оказывалась усыпанной ею. Ее ко­личества хватало на то, чтобы каждый человек собрал по го- мору, а все остатки расплавлялись и исчезали под лучами жаркого солнца.

Интересно то, что манну надо было собирать каждый день; ее нельзя было оставлять на ночь, за исключением той ночи, что предшествовала субботе. На шестой день недели люди собирали по два гомора манны, то есть в этот день Бог удваивал ее количество. В любой другой день недели в манне, оставленной на ночь, заводились черви, и она сгнивала («смердела»). Это одно из самых великих чудес Господа, свя­занных с пищей (см. Исход 16: 15-36).



Когда Иисус учил Своих учеников молиться, прося: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11), Он, веро­ятно, вспоминал при этом манну Во времена Иисуса хлеб из­готавливался из цельного (неочищенного) зерна и был более грубым и темным, чем наш обычный современный хлеб. Поскольку хлеб из цельного зерна содержит отруби и зароды­ши семян, в нем в высоких концентрациях присутствуют естественные полиненасыщенные жиры. Если такой хлеб, содержащий много природных жиров, хранить в течение су­ток, то он, скорее всего, заплесневеет и станет прогорклым. В этом он похож на манну, которая за ночь портилась и при­обретала неприятный запах. Значит, во времена Иисуса каждый день надо было печь свежий хлеб и съедать его, что было полезно тогда и остается полезным в наши дни.

В течение сорока лет манна составляла основу питания из­раильского народа. Вероятно, она содержала много пита­тельных веществ, насыщая иудеев в течение стольких лет. Ее состав, очевидно, был полностью сбалансированным по со­держанию белков, углеводов, витаминов и минеральных ве­ществ. Бог обещал израильтянам: «Не наведу на тебя ни од­ной из болезней, которые навел Я на Египет» (Исход 15:26) и исполнил Свой обет, дав им манну.

Представьте, как, путешествуя по пустыне, люди мечтали дождаться выполнения Божьего обещания, что они придут «в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка» (Второзаконие 8:8-9).



Иисус знал, что значит жить в пустыне вроде той, по кото­рой путешествовал народ израильский. В главе 4 Евангелия от Матфея мы читаем о том, что Дух Святой повел Иисуса в пу­стыню «для искушения от дьявола». Иисус пробыл в пустыне — диком, необитаемом, безлюдном месте — сорок дней и но­чей и все это время постился. Библия говорит нам о том, что Он «напоследок взалкал», то есть сильно проголодался (Мат­фея 4:2).

Во время пребывания в пустыне Сатана трижды искушал Иисуса. Первое искушение состояло в том, что Сатана пред­ложил: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сдела­лись хлебами». «Написано: не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», — отве­чал ему Иисус (Матфея 4:3-4).

Иисус долго постился и был очень голоден. Неудивитель­но, что Сатана стал соблазнять Его привычной пищей, кото­рой Он больше всего хотел бы заглушить голод, — хлебом.

В Своем ответе Сатане Иисус привел отрывок из Второза­кония 8:3 - стих, в котором Моисей напоминает израильтя­нам, почему Бог дал им манну Искушение Сатаны было на­правлено на непосредственную физическую потребность Иисуса — потребность в еде, необходимой для выживания. Однако в Своем ответе Иисус затронул ключевую духовную тему: станет Он жить для удовлетворения Своих природных импульсов и потребностей или же построит жизнь на основе духовных принципов?







Сейчас читают про: