Раздел 2. Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 3 страница

Вид продукции Объем поставки по заключен-ным договорам, тыс. руб. Остаток готовой продукции на начало года, тыс.руб План производства продукции на год, тыс. руб. Обеспечен-ность выпуска продукции договорами, %
А       81,2
В       92,8
С       114,0
D       132,6

Как видно из примера (Таблица 40), план выпуска продукции А и В не был полностью обеспечен договорами на поставку. Для снижения рисков предприятию необходимо пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес первых двух видов продукции и увеличив долю продукции С и D.

Далее анализируется динамика остатков готовой продукции и скорость их реализации (Таблица 33). Анализ должен показать, по каким видам резко возрастает доля нереализованной продукции и замедляется скорость ее сбыта, которая определяется делением средних остатков продукции на однодневный объем ее продаж.

Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возросли остатки нереализованной продукции, особенно по изделиям А и В, спрос на которые снизился и замедлилась скорость продаж, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции, например снижения цен на данные виды продукции или дополнительных затрат на более привлекательную упаковку, рекламу и т.д. В противном случае, если эта продукция будет не востребована покупателями, предприятие получит убытки в размере фактических затрат на ее производство и хранение.

Таблица 35- Анализ динамики остатков готовой продукции

Вид продукции Остаток на начало года Фактический вы-пуск продукции Объем реализуе-мой продукции Остаток готовой продукции на конец года Прирост Удельный вес, % Скорость продаж, дни
тыс. руб. % прошлый год отчетный год
А             3,76 16,0 18,4
Б             4,4 11,5 12,2
В             3,72 11,0 10,6
Г             1,04 10,0 7,8

Аналогичный анализ можно провести для предприятий торговли и общественного питания. Организации, оказывающие нематериальные услуги могут в качестве плана выпуска использовать возможный объем оказания услуг.

6.6. Анализ резервов роста выпуска и реализации продукции и услуг

Резервы роста объема производства и реализации – количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов роста объемов выпуска проводится на основе классификации ресурсов, в основу которой лежат признаки простых моментов труда (Рисунок 14).

Определение величины резервов по первой группе можно рассчитать по формулам:

Р↑ВПкр = Р↑Кр * Вгод ф;

Р↑ВПт = Р↑Тэф * Вчас ф ;

Р↑ВПв = Р↑ Вчас * Тэф ф

По второй группе: Р↑ВПкс= Р↑ Кс * Вгод ф ;

Р↑ВПв = Р↑ Вчас * Тоб ф;

Р↑ВПв = Р↑ Вчас * Тоб ф

Резервы роста объема реализации за счет сокращения остатков нереализованной продукции
Снижение сверхплановых остатков товаров отгруженных
Снижение сверхплановых запасов готовой продукции
За счет улуч-шения исполь-зования труда
Создание дополнительных рабочих мест
Ликвидация потерь рабочего времени
Повышение производительности труда
Улучшение структуры кадров, их квалификации
За счет улучшения использования средств труда
Комплектование новых рабочих мест оборудованием
Ликвидация потерь времени работы оборудования
Повышение производительности оборудования
Улучшение структуры основных фондов
За счет улучшения использования предметов труда
Снижение норм расхода материалов
Дополнительное приобретение сырья
Резервы роста выпуска продукции
Внутрипроизводственные резервы роста объема реализации
Внедрение новых видов сырья и материалов
Рисунок 14 - Классификация внутрипроизводственных резервов роста реализации продукции.

По третьей группе: Р↑ВПмат= Σ(Р↑ Мj / НРij пл * Цiпл) ;

Р↑ВПотх =Σ(Р↓ Мотхj / НРij пл * Цiпл);

Р↑ВПзм =Σ(Мjпл / НРij пл * Цiпл) -; Σ(Мjф / НРij ф * Цiф), где

- Р↑Кр– резерв увеличения количества рабочих мест,

- Вгод ф – среднегодовая фактическая выработка рабочего (оперативного работника);

- Р↑Тэф – резерв роста эффективного фонда рабочего времени;

- Вчасф– среднечасовая фактическая выработка рабочего (рабочего места);

- Р↑Вчас – резерв роста среднечасовой выработки одного рабочего (рабочего места);

- Тэф ф– возможный эффективный фонда рабочего времени с учетом выявленных резервов по его группе;

- Р↑Кс - резерв увеличения количества станков (оборудованных рабочих мест);

- Тобф - возможный эффективный фонд рабочего времени оборудования;

- Р↑Мj – резерв роста закупок сырья, материалов, товаров;

- НРij пл и НРij ф – соответственно плановые и фактические нормы расхода сырья и материалов j-ого вида на i-ый вид продукции;; Цiпл и Цiф соответственно плановые и фактические цены на i-ый вид продукции.

Полнота расчетов зависит от определения решающей группы ресурсов, по которой надо изыскать резервы в первую очередь. Для этого изучается структура затрат на производство, по которой можно установить наиболее весомые статьи затрат или те статьи, которые имеют худшую динамику (существенно увеличились). Это не означает, что можно пренебречь поиском резервов по другим группам ресурсов и влияющим факторам, но поиск должен проводиться с целью укомплектования резервов, выявленных в решающей группе ресурсов.

При подсчете резервов роста объема производства определяется комплектный резерв (см. п. 2.4), который не может быть использован до тех пор, пока не будут выявлены возможности увеличения объема производства в таком же размере по другим видам ресурсов. Разность между максимальным и минимальным резервами представляет перспективный резерв, для использования которого надо продолжать поиск резервов по другим ресурсам (Таблица 34).

Таблица 36 - Анализ резервов роста выпуска продукции

Источник резерва Резервы увеличения выпуска продукции за счет
трудовых ресурсов средств труда предметов труда
увеличение количества ресурсов      
более полное использование рабочего времени      
повышение производительности труда      
сокращение сверхплановых отходов      
снижение норм расхода      
итого      

Комплектный резерв = 5450 тыс.руб.

Перспективный резерв = 8345-5450=2895 тыс.руб.

Факторы, влияющие на товарооборот, объединяют в три аналогичные группы, резервы по которым рассчитываются по тем же формулам:

- факторы, связанные с товарными ресурсами;

- факторы, связанные с трудовыми ресурсами;

- факторы, связанные с использованием основных средств.

Влияние первой группы факторов, связанных с товарными ресурсами, проявляется через поступление товаров (ПТ), остаток товаров на начало периода (Он), остаток товаров на конец периода (ОК), прочее выбытие (ПВ). Под прочим выбытием понимают выбытие товаров помимо реализации: естественная убыль, уценка, товарные потери. Изменение каждого из этих факторов оказывает влияние на реализацию товаров (РТ). Для определения их влияния устанавливают взаимосвязь между товарооборотом и факторами методом балансовой увязки, т.е. с помощью формулы товарного баланса:

РТ=Он+ПТ-ПВ-Ок

Если на предприятии наблюдается снижение поступлений товаров относительно требуемого количества или, напротив, когда излишнее поступление товаров приводит к затовариванию, необходимо проводить анализ товарных запасов (п 10.1.). Поступление товаров, не в полной мере соответствующих спросу, или сырья и полуфабрикатов, не вполне отвечающих потребностям производства в общественном питании, приводит к иммобилизации средств и к товарным потерям, увеличению затрат, неэффективному использованию товарных запасов. Увеличение товарооборота при существенном сокращении товарных запасов хотя и является положительным результатом для текущего периода, но может привести к дефициту товарного предложения в следующем периоде. Поэтому в процессе анализа остаток товаров следует сравнивать с нормативом.

Ко второй группе относят трудовые факторы. В их числе количество торговых работников, рабочих мест, производительность труда (товарооборот на одного продавца или товарооборот в час с одного рабочего места), показатели использования рабочего времени и др. При анализе может быть использована общая численность торговых работников либо численность оперативных работников – продавцов.

В составе третьей группы факторов рассматривают влияние на товарооборот показателей, связанных с наличием и эффективностью использования основных средств (тема 9). Эти факторы оказывают существенное влияние на интенсивность и качество торгового обслуживания, на условия хранения товаров, рациональность товародвижения, автоматизацию и оптимизацию учета и расчетов на товарооборот. Увеличение товарооборота может произойти за счет прироста торговой площади и (или) за счет более рационального ее использования, причем прирост торговой площади способствует увеличению товарооборота при достаточно рациональном использовании торговой площади.

Необходимо понимать, что рост выпуска продукции (материальных услуг) при неизменном объеме продаж может привести лишь к увеличению остатков готовой продукции на складе, поэтому необходимо детальный анализ возможностей увеличения объемов продаж в разрезе рынков и ассортимента продаж на каждом рынке. Для их объективной оценки необходимо провести анализ конкурентоспособности.

Вопросы для проверки

1. Перечислите основные объекты и этапы анализа производства и реализации товаров (продукции, услуг).

2. Объясните различия показателей «валовая продукция», «валовый оборот», «товарная продукция», «реализованная продукция», «товарооборот».

3. Как рассчитать агрегатный индекс изменения цен на реализованные товары и услуги?

4. Как рассчитать коэффициент выполнения договорных обязательств?

5. На какие группы делят товарооборот при анализе его по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, формам продвижения товаров?

6. Что такое товарный ассортимент и как рассчитывается коэффициент выполнения плана по ассортименту?

7. В чем различие между ритмичностью и равномерностью работы? Как рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности?

8. Как проанализировать качества товара и качество обслуживания?

9. Как провести анализ риска невостребованной продукции?

10. Перечислите основные резервы роста объемов производства и реализации и напишите формулы для их расчета.

Тема 7. Методика проведения анализа конкурентоспособности

Под конкуренцией (от лат. concurrentia - сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей

Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж). Конкурентное преимущество носит относительный, а не абсолютный характер, так как оно может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на экономическую эффективность продаж.

Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления:

1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, определяются:

- лучшим общеэкономическим состоянием рынков, на которых действует предприятие, выражающимся в высокой среднеотраслевой норме прибыли, небольших сроках окупаемости капитальных вложений, благоприятной динамике цен, высоком уровне располагаемого дохода на душу населения, отсутствии неплатежей, инфляционных процессов и пр.;

- стимулирующей политикой правительства в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в анализируемой товарной сфере;

- объективными факторами, стимулирующими спрос: большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей и пр.;

- эффектом масштаба, который проявляется в том, что предприятия, имеющие большие объемы производства, могут рассчитывать на существенно более низкие удельные затраты, чем предприятия с единичным, мелко- и среднесерийным типами производства, что позволяет им успешно конкурировать по цене предложения;

- превосходством в уровне себестоимости вследствие неравенства стартовых условий функционирования на рынке. В первую очередь это касается возможности широкого доступа к более дешевым и удобным сырьевым источникам, а также технологического превосходства.

- эффектом опыта, который выражается в большей эффективности труда вследствие специализаций по видам и методам работы, технологических инноваций в производственных процессах, оптимальной загрузки оборудования, более полного использования ресурсов, внедрения новых концепций товаров;

- экономическим потенциалом предприятия, определяемым объемом используемых ресурсов, их состоянием и эффективностью использования;

- возможностью изыскания и эффективного использования источников финансирования. Этими источниками, помимо собственных средств, являются: привлеченный капитал (возможность использовать долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, в том числе средства государственной поддержки); и прочие источники финансирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие, как задолженность по оплате труда, по расчетам с бюджетом, по имущественному и личному страхованию

2. Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах, существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и управления и могут быть относительно быстро и, главное, полностью устранены отменой соответствующих законодательных актов. Например:

- льготы или иные привилегии, предоставленные региону или отдельным предприятиям органами власти и управления (например, создание зон с особым экономическим режимом; направленные налоговые льготы);

- возможности беспрепятственного ввоза-вывоза товаров за пределы административно-территориального образования;

- исключительные права на интеллектуальную собственность, обеспечивающие монопольные позиции в течение определенного периода.

3. Конкурентные преимущества структурного характера определяются главным образом: высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети. В рамках интегрированных структур создаются потенциальные возможности для заключения анти-конкурентных соглашений и согласованных действий участников групп (как горизонтальных, так и вертикальных. Кроме того, к конкурентным преимуществам структурного характера относятся возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.

4. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами, связаны с наличием ограничений деятельности производителей (поставщиков), которые не всем удается преодолеть, например: ограничения со стороны органов государственной и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении помещений и т.п.

5. Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка, возникают в результате разной степени:

- развития необходимых средств коммуникации (транспорта, связи);

- организованности и открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий в регионах России;

- развития дистрибьюторской сети, в том числе розничной, оптовой, фьючерсной торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг;

- развития межфирменной кооперации.

6. Технические (технологические) конкурентные преимущества определяются высоким уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли; специальными техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров; техническими параметрами продукции.

7. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка. Отсутствие, недостаточность или недостоверность информации является серьезным препятствием для ведения конкурентной борьбы.

8. Конкурентные преимущества, основанные на географических фактора х, связаны с возможностью экономичного преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также выгодным географическим расположением предприятия. Кроме того, географическим барьером входа на рынок для потенциальных конкурентов является невозможность (или затрудненность) перемещения товаров между территориями.

9.Конкурентные преимущества, основанные на демографических фактора х, формируются в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка и их влияния на объем и структуру спроса, например изменение численности целевой группы населения, ее половозрастного состава или образовательного уровня, миграции населения и т.п.

10.Конкурентные преимущества неправового характера, достигаемые в результате:

- недобросовестной конкуренции - все соглашения между предприятиями, которые: прямо или косвенно фиксируют цены продаж или покупок, или любые другие торговые условия, ограничивают или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции, делят рынки или источники снабжения, применяют разные условия к одинаковым сделкам с другими торговыми сторонами, помещая их тем самым в невыгодное положение и т.п.;

- недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей, бюрократизма, неоправданной волокиты с рассмотрением дел, взяточничества, коррупции;

- криминальных действий: рэкета, контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.

Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т.д.

Основные задачи конкурентного анализа:

- изучение внешней среды функционирования предприятия

- оценка конкурентоспособности товара и изыскание резервов повышения ее уровня;

- оценка конкурентоспособности предприятия

- изучение платежеспособного спроса, рынков сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции или услуг, товарооборота соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на товар, оценка степени риска не востребованности товара;

- анализ ценовой политики;

- разработка стратегии и тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;

- оценка риска невостребованности товара.

Объекты конкурентного анализа:

- объемы производства и реализации товаров;

- конкурентоспособность отдельных товаров, спрос на них и факторы, на него влияющие;

- цены на продукцию и правила их формирования;

- состояние конъюнктуры рынка;

Информационное обеспечение:

- внутренняя информация включает данные о работе предприятия в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей производственной и научно-технической информации - планы и отчеты отдела продаж; ведомости движения материальных ценностей и т.п.,

- внешняя информация объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др.: периодические и специальные издания, статистические сборники, конъюнктурные обзоры,

- информация маркетинговых исследований - является результатом исследования конкретных направлений маркетинговой деятельности, к которым обычно относят анализ параметров рынка и его освоения конкурентами, изучение тенденции деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения товаров, реакции на новые товары, а также кратко- и долгосрочное прогнозирование объемов реализации товаров.

Основные элементы конкурентного анализа:

- анализ конкурентоспособности продукции

- анализ конкурентоспособности предприятия в целом;

- анализ конъюнктуры рынка и спроса на продукцию;

- анализ ценовой политики;

- оценка риска невостребованности продукции и формирование портфеля заказов;

Основные факторы, влияние которых исследуется:

- соотношение спроса и предложения

- структура рынка, влияние на него рынка взаимозаменяемых товаров;

- влияние качества на спрос;

- доходы населения и инфляция, эластичность спроса по цене и доходам потребителей;

- влияние сбытовой стратегии на объем продаж;

- влияние внешней среды на уровень конкуренции на рынке.

Анализируемые показатели:

- коэффициенты эластичности спроса по цене (доходу и т.п.);

- коэффициенты корреляции по анализируемым факторам;

- степень риска невостребованности продукции и величина возможных убытков;

- коэффициенты обеспеченности выпуска продукции договорами;

- средняя длительность пролеживания на складе готовой продукции;

Методы анализа:

- структурный и абстрактно-логический анализ для выявления факторов, определяющих конкурентоспособность;

- анализ временных рядов;

- корреляционный анализ влияния факторов на спрос и расчет коэффициентов эластичности и прогнозирование оптимального соотношения цена-качество на их основе

- маржинальный анализ и методы линейного программирования для определения оптимального соотношения цена-объем продаж - затраты

- анализ динамики расчетных показателей и сравнение с нормативными (среднеотраслевыми) величинами

- многомерный сравнительный анализ при оценке конкурентоспособности продукции;

- метод теории игр для определения оптимальной ассортиментной стратегии в условиях неопределенности действий конкурентов;

- теория нечетких множеств для формирования перспективного ассортимента;

7.1. Анализ конкурентоспособности продукции и услуг

Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность товаропроизводителя соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов ведения конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется конкурентными преимуществами: с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - ценами, устанавливаемыми продавцами товаров

В общем случае считается, что конкурентоспособность товара – комплексный показатель, который характеризует степень ее способности удовлетворять требования потребителей в большей степени, чем аналогичные товары на свободном рынке, при сохранении или увеличении реальных доходов производителя продукции.

Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Но объединять оба вида конкурентных преимуществ тяжело, поэтому стратегия обеспечения конкурентоспособности обычно ориентируется или на низкие цены или на высокое качество и удовлетворение интересов потребителей. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебание спроса и другие факторы.

Задачи анализа конкурентоспособности товара:

- оценка и прогнозирование конкурентоспособности товара;

- изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

- разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности товара.

Уровень конкурентоспособности – показатель конкурентоспособности, который представляет собой относительную характеристику способности товара удовлетворять требования конкретного рынка в анализируемом периоде лучше по сравнению с продукцией конкурентов.

Различают два критерия уровня конкурентоспособности товара: апостериорный и априорный.

Апостериорный (объективный) критерий уровня конкурентоспособности товара можно оценить относительной долей продаж Воі оцениваемого товара по сравнению с конкурентом

Воі = М0 /(М0 + Мi), где

М0 и Мi - уровень продаж оцениваемого товара и і -го аналога.

Априорно (субъективно) уровень конкурентоспособности продукции можно оценить как вероятность Воі того, что на данном рынке произвольный потребитель, осуществляя покупку, отдаст предпочтение данному товару, а не і -му его конкуренту-аналогу. Вероятность Воі называют преимуществом одного товара перед другими. Такую априорную вероятность можно получить с помощью экспертных методов. При этом количественную оценку Воі можно определить двумя способами:

1. Каждый эксперт оценивает преимущество Воі данного товара перед конкретным аналогом на данном рынке в данный период. Потом оценки приводят к среднему значению.

2. Каждый эксперт определяет, какой продукции он отдал бы предпочтение, осуществляя покупку на данном рынке в данный период. Числовое значение Воі получают в результате обобщения полученных данных.

Для более объективной оценки предпочтения необходимо проанализировать составляющие конкурентоспособности и по возможности вывести комплексный показатель относительных преимуществ товара. Существует большое количество разнообразных подходов к оценке конкурентных преимуществ и комплексной оценке конкурентоспособности товара, однако во всех случаях базой является исследование потребностей покупателя и требований рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: