Раздел 2. Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 2 страница

Оценка выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) основывается на сопоставлении планового и фактического объема продаж по основным видам, включенным в номенклатуру (ассортимент). Особое внимание обращается на позиции с наибольшим отклонением (Таблица 26).

Таблица 28 - Анализ выполнения плана ассортименту за …

Номенклатурная группа, ассортиментная позиция реализованная продукция (в плановых ценах), тыс.руб. выполнение плана, % Реализо-ванная продукция в счет плана, тыс. руб отклонение от плана  
 
план факт  
а     87,50%   -3600  
б     99,00%   -336  
в     115,50%      
г     140,00%      
и т.д.            
итого     95,5%      

Оценка выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) может производиться:

- по способу наименьшего процента (87,5%)

- по удельному весу в общем перечне наименований по которым план выполнен (по 2 из 4 позиций - на 50%)

- с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска в пределах плана на общий плановый выпуск (92064/96000=95,5%).

Причины невыполнения могут быть внешние и внутренние. Внешние – конъюнктура рынка, изменение спроса, состояние материально-технического обеспечения и т.п. Внутренние – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, низкая культура производства и обслуживания, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Структура номенклатуры (ассортимента) - это соотношение удельных весов отдельных номенклатурных групп (ассортиментных позиций) в общем выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции или объеме оказанных услуг запланированное соотношение отдельных видов. Неравномерное выполнение плана приводит к отклонениям от структуры, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей (объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность). Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета, метод средних и др.

Для анализа методом прямого счета (Таблица 27) фактический объем при плановой структуре рассчитывается умножением общей суммы фактического выпуска на плановый удельный вес каждой позиции. Затем считаем сумму фактического выпуска по всем видам услуг в пределах плана по структуре. Разница между фактическим выполнением и этим числом показывает изменение структуры 2386-2371=15 тыс. руб.

После этого анализируются изменение объема от изменения структуры как разница между фактическим выпуском и фактическим выпуском при плановой структуре. Выявленные наиболее серьезные отклонения анализируются по причинам.

В примере (Таблица 30) выделяются 2 фактора, приведшие к изменению стоимости оказанных услуг: за счет изменения цен и за счет структурных сдвигов. Необходимо оценить, как повлияли структурные сдвиги ни изменение дохода. Здесь можно применить способ расчета фактического объема при плановой структуре умножением планового объема на коэффициент выполнения плана (отношение фактического объема к плановому). Если бы не нарушалась структура, то общий объем услуг 98500, а по факту он на 2301 выше, т.е. доля более дорогих услуг увеличилась.

Можно использовать способ процентных разниц, рассчитав разность между уровнями выполнения плана в стоимостном (100800/96000=1,05) и условно-натуральном выражении (1,026) и умножить на запланированный выпуск в стоимостном выражении (1,05-1,026)*96000=2300 тыс. руб.

Таблица 29 - Анализ плана по структуре за период …

Вид услуги Объем оказанных услуг, тыс.руб. структура услуг, % фактический выпуск при плановой структуре изменение объема от изменения структуры засчитывается в выполнение плана по структуре
план факт план факт
а   851,8 35,97% 35,70% 858,28 -6,48 851,80
б   890,1 37,53% 37,30% 895,47 -5,37 890,10
в   339,5 13,60% 14,23% 324,62 14,88 324,62
г 306,3 304,8 12,90% 12,77% 307,84 -3,04 304,80
итого 2374,3 2386,2 100% 100% 2386,20 0,00 2371,32

Таблица 30 - Анализ выполнения плана по структуре за …

Вид услуг плановая цена, руб. объем услуг, шт Объем услуг в плановых ценах изменение объема за счет структуры, тыс.руб.
план факт план факт при плановой структуре факт
А             -4350
Б             -1210
В              
г              
итого              
коэффициент выполнения плана по структуре 1,026

Можно использовать способ абсолютных разниц:

- определить изменение среднего уровня цены услуги за счет структуры путем умножения плановой цены на изменение структуры услуг (Таблица 29);

- умножив полученный суммарный результат на общий объем производства в натуральном выражении, узнаем изменение в стоимостном выражении. 14*164400=2300 тыс. руб.

Таблица 31 - Анализ влияния цен на структуру услуг за …

Вид услуг плановая цена, руб. объем услуг, шт структура ассортимента, % изменение средней цены за счет структуры
план факт план факт изменение
а       35,95% 30,66% -5,29% -26,46
б       34,95% 33,72% -1,23% -7,36
в       17,12% 19,27% 2,15% 15,06
г       11,98% 16,35% 4,37% 32,76
итого       100% 100%    

Выполнить план по структуре означает обеспечить в фактическом объеме продаж запланированное соотношение отдельных товаров (видов, групп). Каждый вид товара имеет свою торговую надбавку (рентабельность), себестоимость, спрос, поэтому изменения в ассортименте и структуре приводят к изменению выручки, размеров доходов, затрат, прибыли и эффективности работы организации в целом.

План по структуре товарооборота может считаться перевыполненным в том случае, если удельные веса более рентабельных товаров, товаров с большей оборачиваемостью, большей рентабельностью превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными.

На основе изучения объема продаж по структуре принимаются решения: что предлагать покупателям, в каком объеме и ассортименте. Вместе с тем на процесс формирования структуры товарного ассортимента влияет также и характер спроса. С этой точки зрения выделяют:

- спрос, не допускающий замены одного товара другим, например при покупке товаров с учетом строгих технологических требований, стандартов;

- спрос, допускающий замену товаров после ознакомления с полным ассортиментом товаров;

- импульсивный спрос формируется под влиянием товарного предложения, когда при покупке одного товара появляется желание приобрести сопутствующий ему товар; например, при покупке пальто - приобретение шарфа, перчаток.

В процессе анализа изучают удельные веса товаров, относящихся к тому или иному характеру спроса, оценивают их динамичность и определяют необходимые пропорции взаимозаменяемых и сопутствующих товаров в соотношениях с основным ассортиментом товаров, оценивают их соответствие плану.

6.3. Анализ ритмичности и равномерности работы

Ритмичность – это выпуск продукции в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество, увеличивается незавершенное производство, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, что ведет к штрафам, задержкам выручки, перерасходу зарплаты (сначала оплачиваются за простои, затем за сверхурочные).

Равномерность (сезонность) - равномерный выпуск продукции (объем продаж) в течение всего анализируемого периода. Неравномерность возникает по внешним причинам (сезонные колебания спроса или поставок товаров, погодные условия) или внутренним (работа персонала).

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы организации, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в объёме продаж, интенсивность работы снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых результатов.

Задачи анализа ритмичности и равномерности:

- изучение динамики показателей;

- оценка влияния изменения ритмичности / равномерности на стоимость выпущенной/реализованной продукции (услуг);

- определение потерь из-за неритмичности или неравномерности работы:

- установление внутренних и внешних причин изменения показателей ритмичности и равномерности и выявление резервов;

- разработка рекомендаций по освоению и выявлению резервов, формированию системы наказаний и поощрений, снижению сезонных колебаний.

Объекты анализа:

- объемы производства и реализации продукции, услуг;

- прямые и косвенные показатели ритмичности/ равномерности работы;

- сверхнормативные расходы по элементам учета, связанные с нарушением ритмичности/равномерности.

Источники информации:

- планы и отчеты организации и подразделений;

- ведомости движения материальных ценностей на складах;

- данные по учету рабочего времени (табель);

- данные учета начислений по отплате труда работникам предприятия (по видам выплат);

- данные учета выплат штрафов, пени, неустоек;

- данные учета себестоимости реализованной продукции.

Основные этапы анализа:

- анализ прямых и косвенных показателей ритмичности/ равномерности работы;

- анализ упущенных возможностей увеличения выпуска продукции/объема продаж в связи с неритмичной работой.

Основные анализируемые показатели:

- прямые показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства в декаду к месячному выпуску; удельный вес за квартал к годовому объему производства.

- косвенные показатели ритмичности: наличие доплат за сверхурочные, потери от брака; уплата штрафов потребителям, наличие сверхнормативных остатков НЗП; и т.п.

- коэффициент выполнения плана по ритмичности;

- показатели равномерности: коэффициент равномерности; амплитуда сезонных колебаний.

Основные факторы, влияние которых исследуется:

- влияние неритмичности работы на финансовые результаты деятельности предприятия;

- влияние сезонных колебаний спроса и структуры ассортимента на финансовые результаты деятельности предприятия.

Используемые методики расчета

- расчет отклонений и анализ графиков, отражающих динамику исследуемых показателей;

- расчет влияния факторов, повлиявших на недовыполнение плана по абсолютной и структуре.

Рассмотрим расчет прямых показателей ритмичности на примере (Таблица 30).

Таблица 32 - Анализ ритмичности работы за ….

Период (квартал) выпуск, тыс. руб. удельный вес, % коэффициент выполнения плана объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности отклонение
план факт план факт
      25,00% 22,39% 0,93   -1680
      26,04% 27,08% 1,08    
      25,00% 27,92% 1,16    
      23,96% 22,61% 0,98   -460
год     100% 100% 1,04    

Коэффициент ритмичности равен отношению суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности к плановому выпуску.93860/96000=0,978

Коэффициент вариации равен отношению среднеквадратичного отклонения от плана к среднему плановому выпуску: , т.е. отклонение от графика составляет в среднем 9,7%

Коэффициент аритмичности сумма относительных отклонений по абсолютной величине:

│1680/2400│+│2000/25000│+│3840/2400│+│460/23000│=0,33

В процессе анализа следует просчитать упущенные возможности в связи с неритмичной работой. Для этого применяются различные методы:

- разность между плановым и зачтенным выпуском;

- разность между фактическим и возможным выпуском, исчисленным исходя из наибольшего среднего объема за период;

- разность между наибольшим и наименьшим выпуском по периодам умножается на количество периодов;

В примере (Таблица 30) упущенные возможности по выпуску = мах (22320,27000,27840,22540)*4-99700=11660 тыс. руб.

Внутренние причины аритмичности: тяжелое финансовое положение, низкий уровень организации, технологии, материально-технического снабжения, планирования и контроля. Внешние причины – несвоевременность поставок сырья, недостаток энергоресурсов и т.п.

Для предприятий сферы услуг, где объем реализации напрямую зависит от количества клиентов, редко устанавливается твердый план по периодам, в этом случае обычно анализируется равномерность, т.е. соответствие значений за период среднему. Расчет производится также как в случае анализа ритмичности, но сравнение осуществляется не с плановым а со средним за период значением. Коэффициент равномерности определяется соотношением итоговой суммы по строке «в пределах среднего» к фактическому годовому впуску

В торговле существует несколько методов расчета ритмичности продаж. Наиболее простым способом ритмичность оценивают отношением числа периодов, за которые план по объему товарооборота был выполнен, к общему количеству периодов. Возможен также расчет отношения количества периодов, в которых размер товарооборота выше среднего, к общему числу периодов в динамическом ряду. Но этот показатель не достаточно конкретен и не оперативен. Для максимального бесперебойного увеличения выручки важно, чтобы предложение полного ассортимента товара было ежедневным. Отсутствие востребованного товара в продаже хотя бы один день называют дефицитом предложения, из-за которого фирма несет потери в товарообороте. Существенное снижение товарооборота за отдельные дни может происходить в результате неудовлетворенного спроса покупателей из-за перебоев в завозе товаров или неполадок организационного характера, поэтому стабильность работы торговых организаций, особенно розничных, оценивается по дням недели. Для этого используют коэффициент ритмичности (Крт), определяемый отношением ежедневного фактического товарооборота в пределах плана к ежедневному плановому обороту.

Коэффициент ритмичности изучают в динамике, а также сравнивают с аналогичным показателем других подразделений предприятия или других организаций, выявляют лучших и изучают их опыт торговли.

Коэффициент ритмичности в торговле показывает степень использования запланированных возможностей реализации товаров. Но существует также и оценка ритмичности товародвижения, в которой рассматривают, что удалось сделать организации в сравнении с обычной практикой - со средним размером продаж в течение длительного периода, разделенного на оперативные отрезки. Причем оперативные отрезки внутри исследуемого динамического ряда могут быть сколь угодно малы. В такой оценке применяют коэффициент равномерности продаж. В оптовых организациях его еще называют коэффициент равномерности отгрузки. Основное достоинство данного коэффициента - это то, что он позволяет оценивать фактические отклонения реализации от среднего за период значения продаж как в меньшую, так и в большую стороны, т.е. коэффициент равномерности продаж обеспечивает двухстороннюю оценку ритмичности товарооборота. Коэффициент равномерности продаж рассчитывают на основе среднего квадратичного отклонения и коэффициента вариации (п.4.4.). Равномерность при этом может исчисляться за любой период по всему обороту, отдельным покупателям, по отдельным товарам.

Значения коэффициентов равномерности продаж сравнивают в динамике, чтобы определить, как изменяется ритмичность продаж с течением времени, оценить наметившиеся тенденции. Сравнение по данному показателю проводят также между организациями или их подразделениями для определения лучших подразделений, изучения их опыта и выявления причин отставания худших подразделений в ритмичности продаж. Такими причинами могут быть неравномерные поставки, приводящие к дефициту предложения товаров, нарушение режимов торговли, неудовлетворительная выкладка товаров и др.

6.4. Анализ качества товаров

Качество – совокупность свойств товара удовлетворять потребности в соответствии с назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих качество, называется показателем качества. Различают единичные и комплексные, обобщающие показатели качества.

Единичные характеризуют одно из свойств продукции (надежность – долговечность, безотказность; технологичность – трудоемкость, энергоемкость), комплексные – несколько свойств (сорт), обобщающие – отражают совокупность свойств продукции независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции, удельный вес продукции высшей категории качества и т.п.) Косвенными показателями качества продукции могут быть штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака, коэффициент сортности и т.д.

При анализе качества услуг необходимо помнить, что оно складывается из качества производства и качества обслуживания. Поэтому к вышеперечисленным показателям необходимо добавить показатели, характеризующие качество обслуживания, специфичные для разных видов услуг (режим работы, время ожидания и оказания услуги, форма обслуживания и т.п.).

При анализе показателей качества обслуживания выясняют:

- имеются ли у предприятия фирменные точки обслуживания, удобно ли они расположены и соответствует ли график их работы потребностям клиентов;

- какие формы обслуживания или торговли используются, как изменяется их структура, оценивается удельный вес новых форм и его динамика;

- какие формы обслуживания наиболее доходны, есть ли возможности сокращения расходов на обслуживание;

- уровень комплексности услуг, возможности расширения торговли сопутствующими товарами или услугами:

- культура обслуживания.

Культура обслуживания — совокупность характеристик и условий процесса обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала. Характеристики культуры обслуживания — вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п. Оценку качества и культуры обслуживания проводят методами многомерного сравнительного анализа.

Задачи анализа качества:

- изучение динамики показателей качества;

- оценка выполнения плана по уровню качества;

- оценка влияния изменения качества на объем продаж;

- определение потерь от брака;

- установление внутренних и внешних причин изменения качества и выявление резервов;

- разработка рекомендаций по освоению и выявлению резервов, формированию системы наказаний и поощрений, улучшению системы качества.

Объекты анализа:

- обобщающие, единичные, косвенные, комплексные показатели качества;

- сортовой состав (уровень обслуживания) и цены;

- стоимостные показатели работы предприятия.

Источники информации:

- планы и отчеты организации и подразделений;

- ведомости движения товаров;

- данные отдела технического контроля, книга отзывов и предложений, данные опросов потребителей;

- данные аналитического учета по бракованной продукции.

Основные этапы анализа:

- анализ обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей качества;

- анализ влияния качества на цену товара;

- анализ выполнения плана по качеству в целом и по центрам ответственности;

- анализ влияния качества товара на результаты хозяйственной деятельности;

Основные факторы, влияние которых исследуется:

- влияние качества на изменение средней цены товара, на объем реализации, на прибыль от реализации;

- влияние качества материалов, уровня технологии и организации труда, ритмичности или равномерности работы, квалификации работников на качество продукции/услуг.

Используемые методики расчета

- расчет комплексных показателей качества методом многомерного сравнительного анализа;

- расчет отклонений и анализ графиков, отражающих динамику исследуемых показателей;

- расчет средневзвешенной цены товара;

- расчет влияния изменения качества и средней цены на результаты хозяйственной деятельности организации методами элиминирования.

При использовании большого количества разнообразных показателей качества для получения комплексной оценки можно использовать метод многомерного сравнительного анализа (п.3.1). В качестве базы сравнения могут быть использованы нормативные (плановые) значения каждого частного показателя или показатели, которыми характеризуются лучшие образцы аналогичной продукции конкурентов.

Используемые методы анализа: эвристический, сравнительный, графический.

Если качество товара оценивается сортом (категорией), то проводят анализ коэффициента сортности (Таблица 31).

К сортности по плану = 28800/34560=0,833

К сортности по факту = 27468/30240=0,908

Выполнение плана по качеству = 0,908/0,833=109%

Влияние качества выручку и прибыль определяется по формулам:

ΔВ=(Ц10)* К1 ΔП=(Ц10)*К1 - (С10)*К1, где

- Ц1-и Ц0 –цена изделия до и после изменения качества;

- С1-и С0 –себестоимость изделия до и после изменения качества;

- К1 – количество продукции повышенного качества;

Таблица 33 - Анализ выполнения плана по качеству ….

сорт цена за 1 шт. выпуск продукции, тыс. шт. стоимость выпуска, млн.руб. стоимость выпуска по цене 1 сорта  
 
план факт план факт план факт  
                 
                 
                 
итого                

Если произошло изменение сортового состава, то вначале рассчитывается средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы товара, а затем по вышеприведенным формулам рассчитывают влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль. Весом является количество продукции каждого сорта.

Косвенным показателем качества является брак, который делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний. Увеличение брака ведет к повышению себестоимости, уменьшению реализации, снижению прибыли. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске, причинам брака.

Далее определяют потери от брака, например:

Стоимость товарной продукции 1043 тыс. руб., ее себестоимость 841,68 тыс. руб., себестоимость забракованной продукции – 0,5 тыс. руб., расходы по исправлению брака –0,08 тыс. руб., стоимость брака по цене возможного использования – 0,15 тыс. руб., сумма удержаний с виновных лиц 0,01 тыс. руб.

Потери от брака = 0,5+0,08-0,15-0,01=0,42 тыс. руб. (по себестоимости – для внутреннего использования).

Для определения потерь товарной продукции необходимо рассчитать фактический уровень рентабельности (104,3-841,68)/841,68=23,9%. Тогда потери товарной продукции = 0,42*(1+0,239)=0,52 (по цене реализации – для предъявления претензий к внешним виновникам).

Далее выясняются причины понижения качества и разрабатывают рекомендации по их устранению.

6.5. Оценка риска невостребованной продукции и формирование портфеля заказов

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Факторы риска невостребованной продукции можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние: ошибка прогноза спроса на продукцию, ошибка выбора ценовой стратегии, вероятность снижения качества продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, технологии, квалификации персонала, неэффективная организация сбыта и рекламы и т.п. Внешние: неплатежеспособность покупателя, повышение процентных ставок по вкладам, демографические, социально-экономические изменения и т.п.

Так как риск - это неопределенность в отношении возможных потерь, то при оценке риска изучаются факторы, влияющие на него и оценивается риск по каждому фактору. Отдельные виды рисков чаще всего определяются эвристическими методами, описанными в п.3.7. При перемножении отдельных уровней рисков, выраженных в процентных пунктах, получается общий уровень риска.

Например, риск инвестирования в новую продукцию:

Ринв = Ринф*Ркомм*Рполит*Рсл.гиб*Ртехн*Рэк*Рцен*Рнестр,

где Ринв — риск инвестирования; Ринф — риск инфляционный; Ркомм — риск коммерческий; Рполит — риск политический; Рсл.гиб — риск случайной гибели; Ртехн — риск технический; Рэк — риск экономический; Рцен — риск ценовой; Рнест — риск «нестрахуемый».

При оценке риска невостребованной продукции текущего ассортимента:

- проводится анализ обеспеченности контрактами и рассчитывается процент обеспеченности по каждой ассортиментной позиции;

- анализируется динамика остатков готовой продукции/товаров и скорость их реализации;

- оценивается потенциальный убыток (в размере фактических затрат на производство и хранение потенциально невостребованных товаров).

Таблица 34 - Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: