Понятия организационного поведения сложились относительно недавно, в 80–х годах ХХ века. По мнению американских исследователей Джона В. Ньюстрома и Кейта Дэвиса «Организационное поведение –это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний».
Более полное определение, на наш взгляд, дано кандидатом экономических наук Кочетковой А. И.: «Организационное поведение – это наука о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления указанными предметными областями».
Предметом организационного поведения являются закономерности поведения и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения.
Цели организационного поведения – это:
-систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;
-анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;
-прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;
-создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов.
Таким образом, организационное поведение основано на взаимодействии теории, исследований и практики (рис. 1).
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.1. Взаимодействие теории, исследований и практики в организационном поведении
Организационное поведение представляет систему взаимоотношений между личностью, группой и организацией (рис. 2).
ЛИЧНОСТЬ
ГРУППА ОРГАНИЗАЦИЯ
Рис.2. Организационное поведение как система как система