Калининградский государственный технический университет
Т.П. Заглада
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Утверждено Ученым советом университета
в качестве учебного пособия
для студентов экономического факультета
Калининград
Издательство КГТУ
2004.
Содержание
ВВЕдение | |
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
1.1. Основные понятия и содержание организационного поведения | |
1.2. Теории организационного поведения | |
1.3. Модели организационного поведения | |
ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
2.1. Понятие личности | |
2.2. Направленность и способности личности. Типы мышления | |
2.3. Темперамент и его разновидности. | |
2.4. Основные типы характера | |
2.5. Способности руководителя | |
2.6. Качества руководителей различных стран | |
2.7. Задание к теме 2. | |
Тема 3. Поведенческая стратегия и тактика | |
3.1. Разработка поведенческой стратегии | |
3.2. Основные критерии поведенческой тактики | |
3.3. Поведение с собеседниками различных психологических типов | |
Тема 4. Вербальные способы общения | |
4.1. Понятие и виды вербального общения | |
4.2. Эрудиция, ключевые слова | |
4.3. Убеждение как метод вербального общения | |
4.4. Техника и тактика аргументирования | |
4.5. Искусство комплимента в деловом общении | |
4.6. Рефлексивное слушание | |
4.7. Задания к теме 4 | |
Тема 5. Невербальные методы в организационном поведении | |
5.1. Сущность и виды невербальных методов | |
5.2. Паралингвистика | |
5.3. Кинесические элементы общения | |
5.4. Специфические методы общения | |
5.5. Задания к теме 5 | |
Тема 6. Группа как субъект организационного поведения | |
6.1. Сущность поведения человека в группе | |
6.2. Классификация групп | |
6.3. Стадии развития групп | |
6.4. Структура группы | |
6.5. Потенциал группы и ее результативность | |
6.6. Исследование эффективности группы | |
6.7. Современный управленческий поход к формированию группового поведения | |
6.8. Задания к теме 6 | |
Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА | |
7.1. Понятие и задачи организационной культуры | |
7.2. Основное содержание организационной культуры | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ | |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ ПО КУРСУ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ЛИТЕРАТУРА |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ считается как научной, так и практической дисциплиной, которая базируется на сложной и обширной области знаний. Она находится на стыке нескольких наук: менеджмента, психологии, социологии, теории организаций и других и предполагает определенный уровень подготовки по каждой из них. По существу, слово «организационное» имеет два различных значения: одно относится к обособленному социальному коллективу, а другое – к организационным особенностям коллективов, но в любом случае объектом поведения являются работники организаций всех уровней и форм собственности.
|
|
К объектам анализа относится личность и ее поведение в организации, власть и влияние, методы общения, групповое поведение, организационная культура.
Цель дисциплины«Организационное поведение» - овладение теоретическими знаниями и практическими навыками организационного поведения личности и группы.
Методология исследований базируется на диалектическом и культурно-историческом подходах к анализу управленческих и социально-психологических явлений в российской и зарубежной практике.
При подготовке учебного пособия использованы авторские исследования и разработки в области групповой динамики, трудового сознания, мотивации, исследования российских и зарубежных авторов по вопросам организационного поведения и психологии.
Учебное пособие включает в себя теорию, методологию, практические задания и указания по выполнению контрольной работы.
Задачи изучения дисциплины:
-систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных управленческих задач:
-овладение теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами исследования в области организационного поведения;
-развитие навыков самосовершенствования, самостоятельной работы и овладение методикой исследования личности;
-подготовка студента к профессиональной, организационной, аналитической, конкретно-исследовательской деятельности в сфере управления коллективом.
В результате усвоения дисциплины студент должен знать:
-теоретические основы и закономерности поведения людей в организации;
-социально-психологические качества личности и особенности их проявления в коллективе;
-характеристику власти и лидерства, особенности поведенческой стратегии и тактики, управление поведением отдельных работников и групп в организации;
-формирование команд и управление ими;
-методы ликвидации конфликтных ситуаций;
-отечественный и зарубежный опыт в области организационного поведения и культуры;
-современные методы проведения исследований личности и коллектива.
Уметь:
-выявлять проблемы социально-психологического и организационного характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- эффективно мотивировать свой и чужой труд;
-развивать личностные навыки и способности, а также потенциал работников, их способности проявлять себя в быстроменяющихся или критических ситуациях.
Владеть:
-современными бизнес-технологиями, разнообразными инструментами управления, с использованием которых он может изыскать для предприятия новые возможности развития и упрочить ее позиции в будущем;
-навыками систематической работы;
-методиками и методами исследований различных направлений организационного поведения;
-культурой поведения, быть готовым к совместной деятельности с коллегами.