Опросные методы

Опрос – метод сбора первичных данных от самого индивида или группы людей. Это один из самых простых доступных и поэтому распространенных методов оценки. В этой связи, рассмотрим данный метод более глубоко.

В процессе сбора информации могут возникать какие-либо погрешности, поэтому специалисты в области экспертных методов большое внимание уделяют разработке правил подготовки и проведения экспертиз.

Для подготовки экспертизы (опроса) должна быть сформирована группа специалистов-организаторов, она обеспечивает условия для эффективной деятельности, разрабатывает процедуру экспертизы.

В задачу группы входят:

· постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее основных этапов;

· разработка процедуры экспертизы;

· отбор экспертов;

· проведение опроса;

· формализация полученной информации, ее обработка и анализ.

Численность группы-организаторов не должна быть малой, иначе теряется смысл экспертных оценок.

Перед экспертным опросом должны быть разработаны правила его проведения и организации. Они обеспечивают соблюдение условий благоприятствующих формированию экспертами объективного мнения.

К таким условиям относятся:

ü независимость формирования экспертами собственного мнения об оцениваемых событиях;

ü сохранение анонимности ответов;

ü возможность коллективного обсуждения оцениваемого события;

ü предоставление экспертам требуемой информации.

Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы. Здесь знакомятся с предысторией и состоянием проблемы. После этого проводится анализ проблемы, для этого организаторы экспертизы выдвигают центральный вопрос, который составляет существо проблемы, а затем расщепляют его на подвопросы.

Методы опроса:

· индивидуальный или коллективный;

· личный или заочный;

· устный или письменный.

В основе любого опроса лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор требуемой информации.

Данные, полученные от экспертов, можно разделить на:

· жесткие - если результаты измерения можно оценить с помощью физических или денежных единиц;

· мягкие - когда используются качественные оценки или суждения.

По форме и условиям общения исследователя с респондентом различают письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование) опросы.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. Причём при анкетировании их общение опосредуется анкетой, где фиксируются ответы респондентов. Содержащиеся в ней вопросы и их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком, фиксируя полученные ответы согласно инструкции в бланке интервью. Специфика интервью заключается в целенаправленности процесса общения интервьюера с респондентом согласно программе исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: