Общие положения. В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществля-ется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными

В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществля-ется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными документами ГСИ. Уста-новлены следующие уровни ГСИ: государственный, федеральных органов исполнительной власти, юридического лица. ГСИ состоит из следующих подсистем: правовая, техническая, организационная.

Цель ГСИ – создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ.

Основные задачи ГСИ:

- научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;

- установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;

- создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;

- осуществление ГМНиК;

- аккредитация метрологических служб.

Состав ГСИ:

ГСИ включает в себя следующие подсистемы:

Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов по ОЕИ

Техническая подсистема:

- совокупность эталонов единиц величин;

- совокупность стандартных образцов свойств вещества;

- совокупность исследовательских, эталонных, измерительных, поверочных лабораторий.

Организационная подсистема:

- государственная метрологическая служба;

- иные госслужбы ОЕИ;

- метрологические службы федеральных органов.

Часть 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.

Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона. Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административ-нойопеки со стороны федеральных органов исполнительной влас-ти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

1. разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);

2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказаниюуслуг;

3. в области оценки соответствия.

В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулиро-ванию:

- технические регламенты;

- стандартизация;

- подтверждение соответствия.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.

Объектами обязательных требований являются:

- продукция;

- процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);

- правила эксплуатации продукции (потребления, применения);

- правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования.

Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами. Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования.

В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу» как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ремонту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона являются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются.

К основным принципам технического регулирования относятся:

- применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг – для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;

- соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники – для обеспечения возможности практического применения требований Закона;

- независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей – отсутствие организационной, административной, экономичес-кой, финансовой и любой другой формы зависимости;

- единая система и правила аккредитации;

- единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия – для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;

- единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации – подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;

- недопустимости совмещения полномочий органа государствен-ного контроля и органа сертификации – подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринима-тельскую деятельность;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию – подчеркивается государствен-ная функция аккредитации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государ-ственного контроля за соблюдением требований технических регламентов – обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области.

Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти.

Необходимо отметить, что из-за революционного характера Закона, многие нормативные правовые акты РФ в части сферы действия Закона в той или иной мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона.

Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответсвующих целям технических регламентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: