Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений

Эти гарантии, во-первых, являются производными от об­щего правового режима осуществления исполнительной власти, во-вторых, выражаются в системе правовых норм, определяю­щих отношения органов исполнительной власти с предприяти­ями, учреждениями, в-третьих, воплощаются в правах предпри­ятий, учреждений на самозащиту от противоправных действий органов исполнительной власти.

Общий правовой режим предполагает подзаконность дея­тельности органов исполнительной власти. Следовательно, они обязаны соблюдать и исполнять законы, устанавливающие пра­вовое положение предприятий, учреждений. Противоправные акты и действия указанных органов, ограничивающие самосто­ятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компе­тентными органами. Органы исполнительной власти юридичес­ки обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполне­нию ими своих обязанностей.

Для гарантий самостоятельности предприятий, учрежде­ний важным является общий запрет на вмешательство государ­ства и его органов в деятельность предприятий, учреждений и установление исключений из него только законодательством. Он в полной мере относится также к отношениям между ор­ганами исполнительной власти и предприятиями, учреждени­ями.

Правовым препятствием для противоправного ограничения самостоятельности предприятий, учреждений служат нормы, закрепляющие компетенцию органов исполнительной власти. Характер их компетенции таков, что они отстранены от непос­редственного управления повседневной деятельностью предпри­ятий, учреждений, не обладают правом совершать по отноше­нию к ним административно-распорядительные акты как фор­мы текущего руководства.

Наряду с этими гарантиями законодательством предусмот­рены права предприятий и учреждений на защиту своей само­стоятельности в административном и судебном порядке. Так, предприятие, учреждение имеют право не выполнять требова­ния государственных органов, на которых законодательством возложена проверка деятельности предприятия, учреждения по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.

Закон нередко предусматривает запрещение совершения определенных действий в отношении предприятий, учреждений (запрещается отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания предприятия, учреждения), уста­навливает прямые обязанности государственных органов перед предприятиями, учреждениями (например, заявление предпри­ятия о разрешении занятия данным видом деятельности долж­но быть рассмотрено в установленный срок и т. д.).

Предприятие, учреждение имеет право обращаться в суд с заявлением о признании недействительным акта государствен­ного органа или органа местного самоуправления, не соответ­ствующего закону или иным правовым актам и нарушающего его права и охраняемые законом интересы.

Соблюдение законности во взаимоотношениях между орга­нами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры.

На укрепление законности во взаимоотношениях предпри­ятий и учреждений с органами исполнительной власти и орга­нами местного самоуправления направлен и ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении государственного контроля (над­зора)»[95]. Он регулирует отношения названных субъектов при проведении государственного контроля (надзора) федеральны­ми органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей усиливается тем, что:

а) закреплены принципы контроля (надзора), который на­правлен на его открытость, законность, повышение ответствен­ности контролирующих органов и должностных лиц за нару­шение законодательства РФ и т. д.;

б) четко определен порядок проведения контроля (надзо­ра). Мероприятия по контролю (надзору) должны проводиться на основании распоряжений (приказов) органов государствен­ного контроля (надзора).

Содержание распоряжения (приказа) должно удовлетво­рять обязательным реквизитам, относящимся не только к све­дениям о субъекте контроля, но и его цели, задачах, предмете, сроках и т. д.;

в) установление ограничения при проведении контроля, на­пример, при его осуществлении, не вправе проверять выполне­ние обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которо­го действуют должностные лица;

г) закрепление обязанности должностных лиц при прове­дении контроля, в том числе обязанности соблюдать законода­тельство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, ин­дивидуальными предпринимателями и др.

Однако действие указанного Закона не распространяется на многие виды специализированного контроля и надзора: он не применяется к отношениям, связанным с проведением на­логового, валютного, бюджетного, таможенного и других видов контроля (ст. 1).

Фонды

Фонды не являются органами исполнительной власти. ГК РФ определяет фонд как не имеющую членства некоммерчес­кую организацию, учреждаемую гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, пре­следующую социальные, благотворительные, культурные, обра­зовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118).

Закон РФ от 14 апреля 1994 г. «Об общественных объеди­нениях» ввел понятие общественного фонда, определение ко­торого сходно с вышеизложенным, но не во всем. Во-первых, по смыслу Закона возможно функционирование фондов как по­лучивших государственную регистрацию, так и не зарегистри­рованных. В последнем случае фонд не приобретает гражданс­кой правоспособности. Во-вторых, допускается создание иных видов фондов: частных, корпоративных, государственных, об­щественно-государственных и др. Их создание, деятельность, реорганизация и ликвидация могут регулироваться соответству­ющими законами о фондах. Разумеется, что многообразие фон­дов с предполагаемым разнообразием их статуса не может не влечь за собой тех или иных особенностей в их правовом стату­се. И все же можно утверждать, что отношения фондов с госу­дарством определяются в основном тем, что последнее ведет их регистрацию и контролирует соблюдение ими действующего за­конодательства. Органы управления этими фондами, а также внутрисистемные отношения между ними, как правило, не яв­ляются соответственно государственными и правовыми.

Однако имеются фонды, обладающие значительной специ­альной административной правосубъектностью. Обладая суще­ственными признаками государственных организаций, они имеют органы, образуемые Президентом РФ, органами госу­дарственной власти и наделенные юридически-властными пол­номочиями. К таким фондам, например, относится Российский фонд федерального имущества. Он действует в соответствии с Положением о Российском фонде федерального имущества, ут­вержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. № 21731.

В соответствии с Положением этот Фонд действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансово­го учреждения, осуществляющего определенные функции по приватизации переданных ему объектов федеральной собствен­ности. Координация его деятельности возложена на Минэко­номики и торговли России.

Фонд может создавать и упразднять подчиненные ему ме­стные отделения в субъектах РФ.

Руководство деятельностью Фонда осуществляет его пред­седатель, назначаемый на должность и освобождаемый от дол­жности Правительством РФ. Оно же назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Фонда.

Свои весьма значительные полномочия председатель Фон­да осуществляет в форме приказов и распоряжений, обязатель­ных для исполнения всеми работниками Фонда и его местных отделений.

Председатель и руководители местных отделений Фонда не­сут персональную ответственность за выполнение Фондом обя­занностей, установленных законодательством и другими пра­вовыми актами РФ.

Действуют и могут создаваться другие фонды, наделенные в том или ином объеме административной правосубъектнос­тью.

ГЛАВА 13

Общественные и религиозные объединения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: