double arrow

Законодательные основы правового положения религиозных объединений

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободу со­вести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также со­вместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры правового положения таких объединений, является ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объедине­ниях»[105]. Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объеди­нений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет це­лью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во- вторых, не допустить злоупотребления этим правом, посяга­тельства на личность, права и свободы граждан.

В РФ религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, сво­боду вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятель­ность религиозных объединений. Они не могут поручать пос­ледним выполнение каких-либо государственных функций.

На территории РФ не могут учреждаться органы исполни­тельной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализа­цией гражданами права на свободу вероисповедания.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт го­сударственной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты ус­тава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключитель­ную компетенцию Министерства юстиции РФ и его органов уп­равления по правилам, установленным Законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений яв­ляется то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в дея­тельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с зако­нодательством, регулирующим деятельность общественных объ­единений. Ввиду всеобщности требований принципа законнос­ти они относятся также к религиозным объединениям.

Деятельность религиозных объединений может быть пре­кращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятель­ность религиозного объединения противоречит его уставу (по­ложению) и действующему законодательству. Нарушение за­конодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

При Президенте РФ создан Совет по взаимодействию с ре­лигиозными объединениями. Он является консультативным ор­ганом, осуществляющим предварительное рассмотрение взаи­модействия с религиозными объединениями и повышение ду­ховной культуры общества[106].


РАЗДЕЛ III

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 14

Формы деятельности органов исполнительной власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: